ставшая логическим продолжением темы конфликта власти и крестьянства. В ней
снимается ореол романтики с защитников революции, слышится разочарование поэта в политике власти.
В 1924 году написан сборник стихотворений «Москва кабацкая», в котором нашли выражение мотивы драматической судьбы поэта, его одиночество, бесприютность. Образ лирического героя тех лет — «забияка и сорванец», разбойник и скандалист, одинокий и отверженный среди хохочущей толпы.
В 1924— 1925 годах на Кавказе Есенин под впечатлением от пребывания в Баку, Тифлисе, Батуми написал цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», на тональность которого повлияла любовная лирика поэтов Востока. Поэт хотел преодолеть духовный кризис, очиститься от того наносного, что сопутствовало ему порой в жизни, пытался обрести согласие с самим собой и с миром.
Достижение гармонии и покоя в любви к прекрасной персиянке неосуществимо для лирического героя. Мыслями он вновь и вновь возвращается к родине, к дому, и перед ним возникает образ рязанских раздолий и девушки с севера. Повторы и обращения создают эффект причудливого восточного орнамента:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Летом 1925 года Есенин вернулся в Москву.
С тяжелым предчувствием оставлял он своих
новых друзей — бакинских журналистов, среди
которых он так хорошо себя чувствовал:
Прощай, Баку! Тебя я больше не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.
С.Есенин (в центре) в Батуми