Слайд 1Богатырь
Презентацию подготовил
Ученик 6А класса
МБОУСОШ №28
Станицы Тамань
Попов Кирилл
Слайд 2Содержание
Богатырь (общее значение) – слайд№4,5
Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8
Происхождение слова
Богатырь – слайд№9
Богатыри в былинах – слайд№10
Слайд 3Содержание
«Старшие» Богатыри – слайд№11
«Младшие» Богатыри – слайд№12,13
Святогор – слайд№14,15
Микула Селянович
– слайд№16,17
Илья Муромец – слайд№18,19
Алёша Попович – слайд№20,21,22
Добрыня Никитич –
слайд№23,24
Синонимы – слайд№25
Источники – слайд№ 26
Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27
Слайд 4Богатыри (общее значение)
Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен.
Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей
нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).
Слайд 5Богатыри (общее значение)
Богатыри обладают более или менее общими для них
свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о
«старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.
Слайд 6Воинские доблести Богатырей
Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт
русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы
вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.
Слайд 7Воинские доблести Богатырей
Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он
гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный
голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.
Слайд 8Воинские доблести Богатырей
Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей:
они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но
в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.
Слайд 9Происхождение слова Богатырь
Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано
из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах:
багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).
Слайд 10Богатыри в былинах
Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и
историческому. Первый привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть
мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).
Слайд 11«Старшие» Богатыри
К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича
и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее
Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.
Слайд 12«Младшие» Богатыри
Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и
заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен
Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.
Слайд 13«Младшие» Богатыри
С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не
согласен Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе
дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.
Слайд 14Святогор
Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на
горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины
рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.
Слайд 15Святогор
На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря
Самсона, но вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все,
не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.
Слайд 16Микула Селянинович
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и
о Вольге Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в
своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.
Слайд 17Микула Селянович
Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим
божеством. В другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем,
первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.
Слайд 18Илья Муромец
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель
русской земли, Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями,
громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.
Слайд 19Илья Муромец
Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных
исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг
другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.
Слайд 20Алёша Попович
Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с
Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме
того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
Слайд 21Алёша Попович
Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню
с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам
путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.
Слайд 22Алёша Попович
Самого Тугарина Орест Миллер считает мифическим существом, Веселовский склонён
признать в нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что
он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.
Слайд 23Добрыня Никитич
Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней,
дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом
князя-дружинника. Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс; таким образом в лице Добрыни былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северно-русская. Характерные черты, приписываемые Добрыне в былине, воспевающей его молодость, по Волльнеру, перенесены на него от Вольги.
Слайд 24Добрыня Никитич
Стасов считает Добрыню отражением Кришны, воплощения Вишну, воспеваемого в
Харивансе, против чего протестует О. Миллер, указывая на Добрыню и
Алёшу как на мифические, унаследованные русскими по традиции, древнеарийские типы, соответствующие не Кришне, а Индре, и изображающие собою солнце; он сопоставляет тоже Добрыню с Одином. Волльнер, указывая на имя матери Добрыни (Амельфа или Мамельфа) сближает его с именем Μεμφις, жены Пентефрия; этот учёный рассматривает Добрыню в трёх эпизодах его жизни: как борца со змеем, как воюющего с Мариной и как долго отсутствующего мужа.
витязь силач
Геркулес
герой Самсон исполин здоровяк
АНТОНИМЫ
Хиляк
Заморыш
слабак