Слайд 1Литературное чтение
Урок 46
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. О книге, о чтении. Чтение и память. Э. Успенский.
«Память».
Цель: познакомить учащихся со статьей и стихотворением Э. Успенского; способствовать
совершенствованию и развитию памяти учащихся путем различного рода упражнений; совершенствовать технику чтения; воспитывать любовь к книге, желание постоянно трудиться.
Слайд 3Пересказ учащимися сказки К. Ушинского «Два плуга».
Можно ли сказать, что
эта сказка относится к людям?
Объясните, почему вы так думаете.
Слайд 4Работа над пословицами.
Не за свое дело не берись, за своим
делом не ленись.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Усталость пройдет, а
добрая слава останется.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Как вы понимаете эти пословицы?
Прочитайте в стихотворении последнее четверостишие.
Какая из пословиц ему соответствует?
Объясните почему.
Слайд 5Работа с чистоговоркой и скороговоркой.
Ку-ку-ку — висит листик на суку.
Ка-ка-ка — ах, дорога нелегка.
Ко-ко-ко — не ходите далеко.
Ок-ок-ок — закрой ротик на замок
Ак-ак-ак — зацвел чудесный мак.
Кошка-крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
Слайд 6Чтение учащимися «цепочкой»
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в
незнакомый дом,
Мне хотелось с Кое с Кем
Потолковать о том
о сем.
Я рассказал им,
Кто, Когда И Почему, и Отчего,
Сказал Откуда и Куда,
И Как, и Где, и Для чего.
Что было Раньше, что Потом,
И что подумали о Том,
И если Нет, то Почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «Ах», то «Эх»
И «Так сказать», и «Будь здоров»,
И «Ну и ну!», и «Просто смех!»
Когда ж закончил я рассказ,
Спросили: — Как, и это всё?!
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё.
Слайд 7Ребята, что вы поняли из песенки Винни-Пуха?
Вот так и у
нас бывает: мы читаем, а рассказать не можем.
Как вы думаете,
почему? (Читаем не думая, лишь бы прочитать; читаем и не пытаемся запомнить.)
Почти на каждом уроке чтения мы проводим работу над чистоговоркой и скороговоркой. Одни ребята сразу их повторяют, другие — с трудом. Чем это объяснить?
Слайд 8СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами
будем говорить о чтении и памяти. Не огорчайтесь, если кто-то
сразу не сможет повторить, пересказать прочитанное. Мы будем учиться этому сегодня и в дальнейшем, и не только на уроках чтения.
Слайд 9Читаем слова
анг-ли-ча-не
по-сто-ян-но
раз-ви-ва-ет-ся
со-вер-шен-ству-ет-ся
по-мощ-ни-ком
у-праж-не-ний
за-ду-мы-вал-ся
стре-мит-ся
за-пом-нить
у-слы-шан-но-е
про-чи-тан-но-е
рас-суж-дать
Слайд 10Чтение статьи учащимися шепотом.
Как понимаете первое предложение статьи?
Что говорят англичане
про память?
Найдите и прочитайте, что это значит.
О каком самом важном
упражнении для развития памяти идет речь в статье?
Слайд 11Работа над «Шуткой» С. Маршака.
Прочитайте стихотворение-шутку и посчитайте, с какого
раза вы запомните ее и можете рассказать наизусть.
Говорила мышка мышке:
До
чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
Слайд 12Чтение учителем стихотворения Э. Успенского «Память»
Чем хвалился мальчик?
Самостоятельное чтение
учащимися стихотворения про себя.
Повторите, какую фразу нужно было запомнить.
Найдите и
прочитайте, что же запомнил мальчик.
Почему он повторял четверостишие неправильно?
Слайд 13Работа в парах.
Прочитайте рассказ, перескажите друг другу.
Мама принесла Тане новую
книжку.
Мама сказала:
Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня
уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Садись, бабушка! — сказала Таня.— Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
Вот какие умницы вы у меня!
(В. Осеева)
Слайд 14Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула
его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела
— муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник ахнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
(JI. Н. Толстой)
Слайд 15Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они
не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
Сломайте!
Сколько они
ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
(Л. Н. Толстой)
Слайд 16Заучивание наизусть стихотворения Б. Заходера «Ежик».
Попытайтесь в течение минуты выучить
четверостишие наизусть.
Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий
случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
Слайд 17Чтение учащимися итальянской сказки «Как осел петь перестал» по ролям.
В
давние времена осел, как рассказывает сказка, пел лучше тенора.
Однажды собрались
все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
Кто из вас самый красивый?
Я, йя! — сразу же закричал осел.
Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?
Я, йя! — закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
Ладно,— сказал лев.— А кто здесь самый глупый?
Я, йя, йя! — второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили. Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь:
Я, йя, йя!
Слайд 18Лексическая работа.
Тенор — высокий мужской голос.
Слайд 19Игра «Собери пословицу».
Кто много читает,
Ум без книги,
Не на пользу
книги читать,
тот много знает.
что птица без крыльев
коль только вершки в них хватать.
Слайд 20ИТОГ УРОКА
Какую статью читали на уроке?
Как развивать свою память?
Слайд 21Советы учителя.
Для совершенствования и развития своей памяти очень полезно читать
перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется
памяти те часы, когда человек спит, она пребывает под ее впечатлением. Часто родители рекомендуют своим детям, когда им задали в школе выучить стихотворение наизусть, положить книгу под подушку. И не зря. Эта рекоме ция обозначает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечат- лением дня.
У кого в семьях заведено собираться по вечерам всей семьей и читать?
Это прекрасная традиция, так как она тоже способствует развитию и укреплению памяти.