Разделы презентаций


Борис Викторович Шергин (1893-1973)

Содержание

Ю.М.Коваль:«Борис Викторович Шергин был русский писатель необыкновенной северной красоты, поморской силы. Истории, которые рассказывает он в книгах, веселые и грустные, случались во времена давние и совсем близкие, и на всех лежит

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Борис Викторович Шергин (1893-1973)

Борис Викторович Шергин (1893-1973)

Слайд 2Ю.М.Коваль:
«Борис Викторович Шергин был русский писатель необыкновенной северной красоты, поморской

силы. Истории, которые рассказывает он в книгах, веселые и грустные,

случались во времена давние и совсем близкие, и на всех лежит печать какого-то величественного спокойствия, вообще свойственного северным сказаниям…»
Ю.М.Коваль:«Борис Викторович Шергин был русский писатель необыкновенной северной красоты, поморской силы. Истории, которые рассказывает он в книгах,

Слайд 3Волшебное кольцо.

Волшебное кольцо.

Слайд 4
Два «Волшебных кольца» сходны по сюжету, в них главный

герой покупает собаку, кошку, змею (в народной сказке змеи нет,

а значит, нет и сюжетной линии, связанной со змеёй.) Животных мучают, им грозит смерть, главный герой совершает добрый поступок, за который потом был вознаграждён. Далее он становится обладателем волшебного кольца и богатства, женится на царской дочери, потом она обманом завладевает кольцом и изменяет главному герою, он попадает в нищету и в тюрьму, а кошки и собака возвращают кольцо. Зло наказано, добро торжествует. Главный герой обретает истинное счастье.
Два «Волшебных кольца» сходны по сюжету, в них главный герой покупает собаку, кошку, змею (в народной

Слайд 5Различия в сюжетных линиях.
В сказке Платонова «Волшебное кольцо

есть герой, которого зовут Аспид его, нет ни в сказке

Б. Шергина, ни в народной сказке, нет, стало быть, и этого элемента сюжета
Различия в сюжетных линиях. В сказке Платонова «Волшебное кольцо есть герой, которого зовут Аспид его, нет ни

Слайд 6
В сказке Платонова. О дальнейшей судьбе Аспида и царевны

сказано, что они пошли жить к отцу царевны, Аспид, узнав

об утрате кольца, превратился в змею – гадюку и не мог обратиться в молодца, он шипел на царевну и бранил её. Раскаивается и отец царевны: «Эх, а ведь Семён хоть и простой, да добрый малый был, а вот Аспид хоть и не простого рода, да ведь гадюка».
В сказке Шергина о судьбе царевны и её миленького сказано: «Та царевна со своим дружижком в каком – то месте неокуратно выпали и просели в болото». И всё.
В сказке Платонова. О дальнейшей судьбе Аспида и царевны сказано, что они пошли жить к отцу

Слайд 7
Теперь о предметах, изготовленных по условию царя. В сказке Платонова

– мост хрустальный, Семён заказывает ещё и самосильную машину. В

сказке Шергина – это тоже мост, а Иван заказывает, чтобы «их избушка обернулась как бы королевскими палатами», мост хрустальный, и по мосту машина ходит самосильная Как видим, общее – только хрустальный мост. Очевидно, символ чистоты, мечты, богатства и в то же время какой – то ненадёжности, непрочности.
Теперь о предметах, изготовленных по условию царя. В сказке Платонова – мост хрустальный, Семён заказывает ещё и

Слайд 8
Во всех трёх сказках есть кольцо, кошка и собака возвращают

его назад при помощи мышки.
У Платонова в описании

пути кошки и собаки – типично сказочные элементы: «Сказывать скоро, а идти далеко», «Они не спят, не едят – им некогда, они торопятся»…
Тоже и у Шергина, только путь описан более реально, так же, как реально назван и город, куда они держат путь – Париж. На их пути «река быстра, леса тёмные, поля чистые, горы высокие дебри частые».
Во всех трёх сказках есть кольцо, кошка и собака возвращают его назад при помощи мышки. У Платонова

Слайд 9
Ничего не сказано о любви главного героя к царской дочери

в сказке Шергина, зато в сказке Платонова подробно описывается сон

Семёна, его любовь и тоска по незнакомой, но прекрасной царевне.
Ничего не сказано о любви главного героя к царской дочери в сказке Шергина, зато в сказке Платонова

Слайд 10Сравним характеры героев:
. Семён в сказке Платонова более романтичный. Во

– первых, за кошку, собаку и змею он отдаёт последнюю

копейку, две копейки три копейки, Иван так, как Семён по 1 копейке.
Семён влюбляется в «прекрасную девицу, как живую» во сне. Он тоскует по ней, ещё её ни разу не видев вживую, он использует силу волшебного кольца, чтоб её увидеть.
Сравним характеры героев:. Семён в сказке Платонова более романтичный. Во – первых, за кошку, собаку и змею

Слайд 11
Семён доверчив, добр, и жена по наущению Аспида лаской и

хитростью узнаёт тайну кольца «Раз жена меня любит, пусть и

о кольце моём знает, она мне зла не сделает» И надел Семён волшебное кольцо на палец жены, когда кольцо понадобится, его всегда можно взять обратно». Так Семён сам отдаёт все, что у него было. Оставшись нищим, Семён «не вздохнул, не пожаловался, вспомнил он, что мать ему говорила: «Не женись, на царевне не будет счастья». Не послушался он матери, т.е. во всём винит он только себя. Он правдив, царю говорит об обмане, а ему не верят. Закономерно, что такому герою служат кошка и собака, жалеет потом о потере такого зятя царь, ведь они ничего, кроме добра, от него не видели.
Семён доверчив, добр, и жена по наущению Аспида лаской и хитростью узнаёт тайну кольца «Раз жена меня

Слайд 12
Обладателем волшебного кольца он становится, так объяснив свои желания змеиному

царю: «Дай мне кольцо с твоей руки, оно мне будет

в память о твоей дочери .на нём, видишь, на твоём кольце, змеиная головка выдавлена и два зелёных камня, как глаза, горят». Это волшебное кольцо не самоцель, а память о Скарапее.
Обладателем волшебного кольца он становится, так объяснив свои желания змеиному царю: «Дай мне кольцо с твоей руки,

Слайд 13
Иван в сказке Шергина способен на сочувствие, сострадание к животным,

он не - расчётлив, зная свою мать, её характер, всё

равно приобретает собаку, кошку и змею и несёт домой. Жениться же он с матерью решил, потому что стал богат, у них всё есть, поэтому и нужно сватать «царску дочерь». Ни о какой любви речи не идёт, поэтому Ванька в конце сказки женился на деревенской девушке, «взял себе в жону», и тоже о любви ничего не сказано.
Иван в сказке Шергина способен на сочувствие, сострадание к животным, он не - расчётлив, зная свою мать,

Слайд 14Образы жён.
В сказке Платонова жена оказывается наивной и доверчивой, она

падка на красивых мужчин, тщеславна, ей не по нраву, что

Семён из крестьянского роду. Но в похищении кольца она не виновата, тайну же выведывает по наущению Аспида, т. е сама становится жертвой чужой хитрости, жертвой обмана, а возможно, и любви к Аспиду, который превратился в Молодца из Молодцев и покорил её сердце. В сказке Шергина царевна большая модница, «приданное трахмалит». Вообще она образец настоящего женского коварства. И зачем она замуж за Ваньку выходила? Ведь «этой царевны Ванька не надо был. У ей в загранице хахаль был готовой». Значит, любила одного, а замуж вышла за другого. Тайну «богасьва» она выведала «ласкотой», кольцо «стащила» и трём молодцам приказывает: «Возьмите меня в этих хоромах, да и с мостом и поставьте меня среди городу Парижу, где мой миленький живёт» Шергин с оценкой характера Ванькиной жены не церемонится и вещи называет своими именами: «эту подлу женщину», - пишет он. Она, действительно, расчетливая, эгоистичная и подлая, весь свой план она придумала сама, а руководила ей её любовь к её «миленькому», за измену Ивану она была наказана: «со своим дружижком в каком – то месте неокуратно выпали и просели в болото».
Образы жён.В сказке Платонова жена оказывается наивной и доверчивой, она падка на красивых мужчин, тщеславна, ей не

Слайд 15Образы матерей.
В сказке Платонова мать бранится: «Глупый ты у

меня! Нам самим есть нечего, а он собак покупает!». После

покупки мать бранится уже два дня. После покупки змеи сил ругаться у неё нет: язык отнялся с испугу. Мать змею не любит, обижает, так объясняется, почему Скарапея решила вернуться к своему отцу. Мать остерегает Семёна от женитьбы на царской дочери, но восхищается своим сыном, убеждена в его превосходстве над другими мужиками, легко делает замечание царю, как надо чай пить. Оставшись без кормильца, она вместе с кошкой и собакой идёт побираться, а ведь раньше думала, что пользы от них нет, только едят да пьют. В сказке Шергина мать тоже недовольна появлением собаки, кошки, змеи, также ругает сына целыми днями, но её образ дан более выпукло, хорошо представляешь себе её реакцию на появление змеи «Матка язык с перепугу заронила. На стол забралась. Только руками трясёт» И каждый раз мать Ивана обижает Скарапею: к обеду не зовёт, по отчеству не величат, имени не спрашивает, на хвост наступит». Поэтому змея решила покинуть дом Ивана. «Его мать была большая модница, модно платье с шлейфом, шляпа в цветах и в перьях зонтик». Она вежлива с царём, не теряется в царских покоях: заходит резво, глядит весело. Это более современная женщина, чем во всех остальных сказках.
Образы матерей. В сказке Платонова мать бранится: «Глупый ты у меня! Нам самим есть нечего, а он

Слайд 16Образы змеи.
Образы змеи - Скарапеи в сказке Платонова и Шергина

практически совпадают. Обе с чувством собственного достоинства, обе обижаются, когда

их незаслуженно оскорбляют, наступают на хвост, поэтому просят Семёна и Ивана проводить их домой, к змеиному царю. Но в сказке Шергина змея более горда, пешком домой к царю – отцу не хочет идти, просит «извошыка», ей нужны почести, чтобы «стража честь отдавала».


Образы змеи.Образы змеи - Скарапеи в сказке Платонова и Шергина практически совпадают. Обе с чувством собственного достоинства,

Слайд 17Образы животных.
. В сказке Платонова – это щенок, собака маленькая

беленькая, портрета кошки в сказке нет. После появления у Семёна

достатка они каждый день едят коклеты, шерсть у них лоснится, они становятся гладкими. После измены жены и ареста Семёна они вместе с матерью идут побираться. Кошка предлагает собаке: «Пойдем, сыщем царевну и возьмём от неё волшебное кольцо». Кошка и собака умеют быть благодарными, помнят добро.
Образы животных.. В сказке Платонова – это щенок, собака маленькая беленькая, портрета кошки в сказке нет. После

Слайд 18Язык произведений
А.Платонов пользуется литературным языком. А вот Б. Шергин любовно,

бережно сохраняет язык народов Севера России, и сказка оживает, играет

всеми цветами радуги, становятся ярче и образнее все характеры героев. И Ваньку, и его мать, и царевну уже не спутаешь ни с какими другими, они живые люди. Б. Шергин показывает трансформации уже существующих слов, которые народ переделывает, подстраивает под свое употребление: амператор (император), трахмалит (крахмалит), ланпы (лампы), ресторант, анбар, коклета и др.
А также дает просторечные формы литературных слов: двоима, с има, высокима, не величат, хорошу, нать и т. д…..
Язык произведенийА.Платонов пользуется литературным языком. А вот Б. Шергин любовно, бережно сохраняет язык народов Севера России, и

Слайд 19Диалектная лексика народов Севера.
1. Покупат, величат, обижат, спрашиват, наказыват. 2. Принеть,

затенулось. 3. Шшенок, пошто, што, помешшаться, извошшык, по-настояшшему. 4. К папы, по

дороги, котлетов. 5. – 6. – 7. Последно, золотно, волшебно, како (мест.). 8. Дожили до короба (до бедности?), котейка купил, животина.
Диалектная лексика народов Севера.1. Покупат, величат, обижат, спрашиват, наказыват. 2. Принеть, затенулось. 3. Шшенок, пошто, што, помешшаться,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика