Слайд 1Н.А.Некрасов «Элегия»
Опыт анализа
Слайд 2Цели:
продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова;
показать значение элегии в
творчестве поэта;
совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Словарная работа:
элегия, синекдоха,
пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения.
Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.
Слайд 3Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам…
Р. Гамзатов
План:
1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
2. «Самые задушевные и любимые стихи»
3.Композиция стихотворения:
а) эмоциональный тон первой части;
б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии;
в)третья часть; размышления о жизни людей;
г)четвертая часть; призыв поэта.
4. Элегия – живой жанр.
Слайд 4 Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии
XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина
и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
Слайд 5«Словарь литературоведческих терминов»
Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное
грустью, печалью, горестью; посвященное любовным мотивам или содержащее размышления о
жизни, людях.
Элегия – стихотворение – раздумье, грустное по тональности.
Слайд 6«Элегия» (1874 год)
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая –
«страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,-
Не верьте, юноши! не
стареет она.
О, если бы ее смогли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Слайд 7Докажите, что это элегия.
Кому посвящена «Элегия»? Что вы знаете о
ней?
Кому посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»? И почему?
ученика
Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг
Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него.
29 августа 1874 года Некрасов писал:
«Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Слайд 9 Композиция стихотворения показывает путь исследования: от одной части
к другой (каждая представляет интонационно – смысловое единство).
.Кому адресована элегия?
«Не верьте, юноши!»
Юноши – синекдоха, и речь идет о молодом поколении в целом.
Слайд 10
«Словарь – справочник лингвистических терминов»
Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с
одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа.
Юноши – молодое поколение в целом.
Молодежь -будущее страны.
Слайд 11«Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая
– страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки?
«Не верьте, юноши!
не стареет она»
Для чего здесь пауза?
«Словарь – справочник лингвистических терминов»
Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи.
Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.
Слайд 12Признаки жанра «Элегии»:
I.
Каков эмоциональный тон первой части?
Настроение лирического героя?
Увы – междометие; восклицание, обозначающее сетование, сожаление.
Увы –
настроение горечи, печали.
Слайд 13II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов.
…народы
Влачатся
в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам.
1) «Влачатся»
- в чем смысл глагола? – I группа.
2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ – II группа.
«Словарь синонимов»
ТОЩИЙ – отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка.
ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.
Слайд 14Найдите сравнения.
Сравнение – сближение двух предметов или явлений
с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Почему народы
уподоблены стадам?
Почему поэт пишет «пока народы»?
Слайд 15 Вопрос о положении народа = вопросу о роли
поэта в обществе.
муза = лира
поэзия
синонимы
Лира должна служить обездоленным, «оплакивать их рок», «к народу возбуждать вниманье сильных мира», тех, кто имеет власть.
Слайд 16Площадь заполнена народом
Площадь заполнена толпой
В каком значении употреблены здесь слова
народ толпа
«то же, что люди, скопление людей»
синонимы
Слайд 17Лира должна «Толпе напоминать, что бедствует народ, / В то
время, как она ликует и поет?»
Кому должна?
1.Толпа = богатые, влиятельные
люди
Кто «ликует
или и поет»?
2.Толпа = народ
Слайд 18Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными
заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия.
«Толпа
ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних.
«Я разумею народ как великую личность,
одушевленную единой идеей», - писал
М.П.Мусоргский
Тогда: народ толпа
антонимы
Слайд 19II часть элегии
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру
неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай
наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи…
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, -
Шепнула муза мне. – Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»
Слайд 20 Как развивается здесь тема поэта и поэзии?
Воин
враг
поэзия для Некрасова – грозное оружие
вред
бой
Что значит
служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»?
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.
Слайд 21.Как воспринял лирический герой реформу?
ликует
как и толпа
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье.
.Когда лирический герой перестал быть человеком толпы?
Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложение в конце второй части.
III часть элегии
Размышление
о жизни людей
.Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы?
Лирический герой должен увидеть все:
жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин
Есть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?
Слайд 23Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает
над сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком
довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?...»
Слайд 24Парадокс «Элегии»
Ответ содержится в самом начале стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая
мода,
Что тема старая- «страдания народа»
И что поэзия ее забыть должна,
-
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее смогли состарить годы!
Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарела
обращено стихотворение к молодежи.
Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!
Слайд 25
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво
брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних,
тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта –
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…
IV часть
Призыв поэта не услышан
.Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню:
…И песнь сама собой слагается в уме
…И песнь моя громка!
.Услышан ли призыв поэта в последней части?
Но! Тот, о ком пою в вечерней тишине
Кому посвящены мечтания поэта-
Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.
Слайд 27Но → Можно не услышать призыв поэта?!
↓
Противительный
союз
Увы → Проявляется свойственное жанру настроение
↓ грусти, горечи, печали
Междометие
Природа → ? ← Народ
↓ ↓
( «…внемлет мне») («…не внемлет мне и не дает
ответа»)
.Так когда же будет счастлив народ?
Слайд 28Когда перестанет безмолвствовать,
«покорствовать бичам»,
послушным стадом влачиться в нищете
↓
То есть перестанет быть толпой!
Какой знак стоит в конце стихотворения?
Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться.
Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»?
Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?
Слайд 29Тезисы ответа
Дайте доказательства:
Н.А.Некрасов
- Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и
думать.
- Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей
совести.
- В главном он, человек и поэт, уверен:
жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде»
Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни.
Вспомните признаки , присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»
Слайд 30Литература
Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч.
ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение»
Русская литература 19 века. 10 класс
Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение»
Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение»
Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение»
Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова
Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение»
Литература в школе. № 1, 2001
В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия»
Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.