Слайд 1Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности
Описание памятника
А.С. Пушкину в Москве
Изобрази ты в нём поэта,
Чтоб
в царстве мысли царь он был,
Исполнен внутреннего света,
Да им и нас бы охватил.
А.Н. Майков
Слайд 2В центре Москвы, на площади, носящей имя А.С. Пушкина, стоит
памятник, на котором высечено одно лишь слово: «Пушкину».
Слайд 3Яркие «впечатления бытия»
С Москвой у поэта были связаны самые яркие
«впечатления бытия». Здесь он родился, провёл своё детство.
Московские улицы, переулки
и дома бережно хранят память о Пушкине.
В Москве, на Тверском бульваре, у выхода на Страстную площадь, был поставлен и первый памятник поэту.
Место для памятника на бывшей Страстной площади было выбрано неслучайно. Всё здесь связано с именем поэта. Вокруг стоят здания, которые Пушкин не раз посещал.
Слайд 4Сооружение памятника
Памятник поэту был сооружён на деньги, собранные
по всенародной подписке.
В воззвании комитета по созданию памятника
Пушкину написано:
«Значение Пушкина так сознаётся всеми, права его на памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесёт свою посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований…»
Слайд 5Создатель памятника, скульптор Александр Михайлович Опекушин, вспоминал: «…В течение ряда
лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса.
В двух из них участвовали все скульпторы того времени».
Лучшей была признана модель Опекушина, как соединившая, по мнению участников конкурсного комитета, «в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».
Слайд 6Наступило 6 (по новому стилю 18) июня 1880 года. Москва
в тот день выглядела празднично. Толпы народа двигались к Страстной
площади.
Дали знак, покрывало медленно поползло вниз. Прекрасный памятник предстал перед взорами тысяч людей в своей величественной простоте.
Открытие памятника Пушкину было большим событием в жизни русского общества.
Слайд 7Памятник хорошо просматривается с любой стороны как вблизи, так и
издали.
Скульптор сумел передать не только портретное сходство, но и выбрал
для скульптуры удачную позу: поэт во время прогулки как бы остановился в глубокой задумчивости.
Слайд 8
При взгляде на памятник внимание зрителя сосредоточивается на фигуре поэта,
на его лице, имеющем задумчивое выражение.
Слайд 9Постамент окружают четыре чугунных светильника. Они прекрасно гармонируют со статуей,
образуя единый композиционный ансамбль.
Слайд 10«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
Зимой и
летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те,
кому близко и дорого светлое имя – Пушкин.
Слайд 11Вопросы и задания
Как называется памятник?
Где он сооружён?
Когда сооружён?
Кто автор этого
памятника?
Общий вид памятника.
Каким скульптор изобразил Пушкина?
Как передано в лице поэта
состояние творческого вдохновения?
Слайд 12
Обратите внимание на позу поэта, выражение его лица, одежду, положение
рук.
Благодаря чему в фигуре создаётся впечатление движения?
Как детали памятника и
его пьедестал подчинены общему замыслу?
Слайд 13Детали памятника и его пьедестал подчинены общему замыслу. Как это
проявляется?
Слайд 14Что вы видите на этом слайде?
В какой позе изображён поэт?
Что
у него в левой руке?
Во что он одет?
Слайд 15Работа над черновиком сочинения
Примерное начало: «В центре Москвы, на площади,
носящей имя А.С. Пушкина, стоит памятник, на котором высечено одно
лишь слово, известное и близкое всем народам мира: «Пушкину».
Примерное заключение: «Зимой и летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те, кому близко и дорого светлое имя – Пушкин».