Слайд 1МИХАИЛ ШОЛОХОВ
«ТИХИЙ ДОН»
История создания романа
Главные герои
Жизнь казачества
Первая Мировая война
Февральская революция.
Временное правительство
Октябрьская революция. Гражданская война
Возможное продолжение истории
Критика о романе
Постановки в
театре. Экранизации
Слайд 2История создания романа
«Начал я писать роман в
1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его
развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
Слайд 3 Тома 1—3 написаны с
1926 по 1928 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1927—1930
гг. (3 том - с сокращениями и цензурной правкой).
Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в «Роман-газете» в 1940 году.
Слайд 4Система персонажей
Пантелей Прокофьевич
Ильинична
Петро
Григорий
Наталья
(жена)
Аксинья Астахова
(любовница)
Дуняша
Слайд 5«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину,
чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух
в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.»
Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.
Слайд 6Дуняша
Петро
«Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток.»
Строптивой и гордой
казачкой выросла самая младшая из Мелеховых.
«Старший сын, Петро,
напоминал мать:
небольшой,
курносый, в
бурной повители
пшеничного цвета волос,
кареглазый.»
Во время Гражданской
войны выступал за белых.
Был расстрелян Мишкой
Кошевым.
Слайд 7Григорий Мелехов
«Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра…такой же,
как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях
подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.»
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу.
Слайд 8Аксинья Астахова и Наталья Коршунова
У Аксиньи "точеная шея", "пушистые завитки
волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию
озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой,
Наталья - верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить.
Слайд 10Дон
«Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и
вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами
гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, - Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живощой подорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь.»
Слайд 11Труд тоже был очень важен для казаков.
«…представляя себе, как
будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозёма,
еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза.»
Большое значение казаки придавали хозяйству.
«…заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью.»
Слайд 12Важнейшее место в жизни любого казака занимала семья.
ЧЕСТЬ КАЗАКА
«Степан вылез
из-за стола, перекрестился.
-Расскажи, как мужа ждала, мужнину честь берегла? Ну?
Страшный
удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу.»
Слайд 14Казакам тяжело на службе. Их тянет домой, к Дону.
«-Погано тут,
ребяты!
-Мочи нету!
-А вахмистр – вот сука-то! Копыты коню промывать заставляет.
-Теперя
дома блины трескают, масленая…
-Девку зараз бы пошшупал, эх!
-Я, братушки, ноне во сне видал, будто косим мы с батей сено в лугу, а миру крогом высыпало, как ромашки за гумнами…»
Слайд 15«На нём не было фуражки, не было и верхушки черепа,
чисто срезанной осколком снаряда; в порожней черепной коробке, обрамленной мокрыми
сосульками волос, светлела розовая вода – дождь налил. За ним в распахнутой тужурке и изорванной гимнастерке лежал плотный, невысокий, без лица; на обнаженной груди косо лежала нижняя челюсть, а ниже волос белела узкая полоска лба с опаленной, скатавшейся в трубочки кожей, в середине между челюстью и верхушкой лба – обрывки костей, черно-красная жидкая кашица.»
Слайд 16Недовольство Временным правительством.
«Сергей Платонович тупо оглядел свои старые резиновые боты,
сказал, с болью выплевывая слова:
-Государственная Дума будет править. Республика будет
у нас.
-Достукались, мать те черт!
-Раз равенство – значит, с мужиками нас поравнять хочут…
-Вот, старики, до чего довели Россию. Сравняют вас с мужиками, лишат вас привилегий, да еще и старые обиды припомнят. Тяжелые наступают времена.»
Слайд 17Наступает октябрь 1917 года. Революция. Гражданская война.
Слайд 18Красные приходят в станицы…
«-А вы кто такие будете?
-Мы-то? Красногвардейцы Второй
Социалистической армии.
…
-Мы широко плотим! У Красной гвардии грабежу нету.
Казак в
сопровождении китайца и другого, оглядываясь, вышел из хаты. Едва лишь спустился с крыльца, - услышал плачущий голос жены. Он вбежал в сени, рванул дверь…Кубанец…тянул хозяйку в полутемную горницу… Казак широко шагнул, собой заслонил жену. Голос его был вязок и тих:
-Ты пришел в мой курень гостем…на что обижаешь бабу?..Я твоего оружия не боюсь!»
Слайд 19Встреча красных и белых. Казнь отряда Подтелкова.
Но наступает время казни.
И не станут жалеть отряд Подтелкова. Их безжалостно казнят.
«-Пустите, братцы!
Братцы! Милые! Братушки! Что же вы делаете?! У меня детишки!..»
Кажется, что встретились две непримиримые стороны, однако они радостно приветствуют друг друга.
«-Кум, Данило! Кум! Христос воскресе!
-Воистину воскресе! – слышался звучный чмок поцелуя»
Слайд 20В третьем и четвертом томе
ведется рассказ о Гражданской войне.
Гражданская война пришла в каждый дом, унесла множество жизней.
Из
главных героев в живых останется лишь Григорий и Дуняшка.
История семьи Мелеховых заканчивается тем, что Григорий приходит домой в 1922 году и видит сына Мишатку:
«Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот дома, держал на руках сына.»
Дальнейшую судьбу главного героя можно легко угадать. Он воевал и с красными, и с белыми, так что его никто бы не хотел видеть в живых. Спокойно пожить ему вряд ли удастся.
Слайд 21Но это еще не конец…
Борис Алмазов –
человек, который написал множество книг об истории казачества. Мне довелось
прочесть книгу, в которой одна из глав была посвящена «Тихому Дону».
Историк рассказывает о человеке, чья судьба была схожа с судьбой Григория Мелехова. Для простоты понимания он даже дает ему фамилию героя «Тихого Дона».
После своего возвращения Григорий был отправлен в ГУЛАГ. Его сына, Мишатку, растили Дуняшка и Мишка Кошевой. Однако молодой Мелехов ненавидел Кошевого и ушёл из дома. Мелехов женился на казачке. У него родился сын, которого назвали Григорием. Сын вырос и стал работать в одном из лагерей.
Однажды в 50е Михаил приехал навестить своего сына. Какой-то дряхлый старичок мыл пол в кабинете. Михаил признал в нём отца…
Слайд 22Критика о романе
Уже с начальной публикации первого
тома большинство критиков отметили высокий художественный уровень книги, способность к
обобщению и тонкую наблюдательность автора. Роман получил блестящие отзывы от корифеев советской литературы Серафимовича и Горького.
Было и противоположное мнение: что это не цельный роман, а набор эпизодов (Брехт и Грин).
Часть литературоведов считает, что существуют серьёзные основания полагать, что Шолохов не является подлинным автором романа. Прежде всего сам Шолохов был очень молод, когда начал писать роман. Удивительно, что такое глубокое и зрелое произведение, он начал писать примерно в 22 года, до этого издав только сборник рассказов. Написал первые книги с большой скоростью : два первых тома (около 40 печатных листов) за 2.5 года. Это тем более странно, что Шолохов был малообразованным человеком — окончил всего 4 класса школы. Среди тех, кто открыто обвинял Шолохова в плагиате, был Александр Солженицын.
В 1999 году специалистами РАН были обнаружены считавшиеся потерянными рукописи 1 и 2 книг «Тихого Дона». После трёх экспертиз — графологической, текстологической и идентификационной, — авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым.
Слайд 23Премии
Сталинская премия 1941 года
Нобелевская премия по литературе 1965 года. Шолохов
остался в истории единственным писателем эпохи социалистического реализма, который получил
Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.
Слайд 24Постановки в театре. Экранизации
Оперы Ивана Дзержинского
«Тихий Дон» — опера в
4 действиях, 6 картинах, либретто Л. Дзержинского по 1-й и
2-й книгам романа. Опера обошла большинство сцен Советского Союза.
«Григорий Мелехов» — опера по заключительным книгам романа, написанная в 1967 году
Балет
«Тихий Дон» — балет Леонида Клиничева.
Экранизации
1930 — «Тихий Дон» — режиссёры Ольга Преображенская, Иван Правов
1958 — «Тихий Дон» — режиссёр Сергей Герасимов
1992 — «Тихий Дон» — режиссёр Сергей Бондарчук
Слайд 25Работу выполнила ученица
11 «А» класса лицея №329 г.Санкт-Петербурга
Комова Алена
Учитель Фролова
С.Д.