«Образ дерева в произведениях русской литературы»
Исследовательскую работу выполнил: С. Баенков, ученик 7 класса.
Руководитель: Н. Н. Кокова, учитель русского и литературы,
МАОУ СОШ №12 г. Шарыпово.
Актуальность
Наш город Шарыпово – молодой и красивый, в нём много зелени: цветов, кустарников, деревьев. Но ранней весной я наблюдаю, как деревья начинают обрезать, оставляя только ствол с несколькими ветками. Иногда деревья и вовсе вырубают под корень. Многих жителей это возмущает. Люди не понимают, зачем деревья, которые посадили они сами в молодости или их родители, сегодня губят.
Проблема взаимоотношений человека и природы сегодня стала одной из острейших проблем современности. Её обсуждают в средствах массовой информации, исследуют специалисты. Эта проблема волнует и меня.
Слайд 3Исследования:
Существуют целые исследования об образе леса –
в немецкой литературе, ручья – во французской литературе. Русская литература
в этом отношении изучена недостаточно.
Я обратился к труду М.Н.Эпштейна «Природа. Мир. Тайник Вселенной» . Эта работа помогла мне расширить знания о мире деревьев, узнать, какие деревья считаются наиболее поэтическими в России. На первом месте, безусловно, берёза, далее, дуб, рябина, клён. Но автор в работе представил образы деревьев в количественной последовательности (от самых частых к более редким).
Я обратился к произведениям художественной литературы, чтобы увидеть, как относятся художники слова к образу дерева.
Слайд 4
Анкетирование учащихся (школа №12)
Анкетирование 20 учащихся 2
класса.
10% - низкий: ребята не знают названия
деревьев,
не все дети умеют ухаживать за деревьями; несколько ребят не знают, что деревья очищают воздух.
Проведённый эксперимент показал, что половина взрослых любуется красотой деревьев. Другая половина осознаёт, что за обыденной суетой не успевает замечать окружающую нас действительность. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву. Первые листочки вызывают у всех восторг и радость. Все взрослые сажали деревья около дома и на даче
Слайд 5
Дерево является:
- символом счастья в семье;
-символом детства и
воспоминания;
-символом плодородия
и
жизненной энергии;
-символом России и вечной
красоты нашей
природы;
- символом времени года.
Гипотезы:
Задачи:
1.Внимательно прочитать художественные произведении
2. Проанализировать Библию, загадки, стихотворения, художественные произведения и исследовать главную проблему.
3. Составить анкету для учащихся.
4. Обработать и систематизировать результаты опроса.
5. Сделать выводы.
Цель:
Показать взаимоотношение человека и природы через художественные образы деревьев.
Слайд 6
Новизна работы заключается в выявлении образа дерева в произведениях разных
жанров.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть
использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях, классных часах.
Методы, используемые при написании работы:
- наблюдение;
- метод анализа;
- анкетный опрос;
- рефлексия.
Материалы исследования:
- Библия;
- загадки;
стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, О. Шестинского;
- произведения Л.Толстого, М.М.Пришвина, Е.Шварца.
Слайд 7Исследования начал с Библейского Писания.
«произрастил Господь Бог из земли всякое
дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево
жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру в её дары, второе – выбор между добром и злом.
Слайд 8
Загадки о деревьях открыли мне
прекрасный мир природы.
Никто
не пугает,
а вся дрожит»
«На поляне девчонки
в белых
рубашонках, в зелёных полушалках»
« Под ярусом, ярусом висят
кисти с красным гарусом».
Слайд 9 в лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными
чувствами. Оно становится чутким собеседником, другом.
В народном календаре есть день, Петр – Павел Рябинник, который приходится на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. Кроме того, дерево это – символ счастья и мира в семье, по тому его всегда старались посадить возле дома. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным.
Итак, исследуя разные жанры устного народного творчества, я убедился, что народ относился к деревьям как к одушевлённым существам, наделял их чертами живых людей.
«Ой, рябина, рябинушка».
Им не
страшны крутые вьюги,
Их не состарили века,
И словно древняя кольчуга,
Кора шершавая крепка…
Откуда только мощь такая
Берется в жизни у дубов!
Видать, сполна земля родная
Им платит силой за любовь
Таким образом, дуб в русской поэзии, как и в фольклоре символизирует жизненную мощь и плодородие.
Дубовая ветвь означала могущество.
А.Суворов «Дубы»
В стихотворении «Одинокий дуб» Н. Заболоцкий подчёркивает мужественность, воинственность дуба.
Басня И.Крылова «Свинья под дубом»: « были б жёлуди, ведь я от них жирнею»
Слайд 11 В пьесе - сказке Е. Шварца «Два клена»
Баба Яга превращает в
клены сыновей Василисы, ушедших из дому без материнского благословенья…
« Прощайте, прощайте, братцы клены! Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь» , - говорили им деревья
В стихах Сергея Есенина поэта клён появляется постоянно. Клён выражает его настроения, состояния, клён – это и есть сам поэт. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был» единственное светлое пятно – далёкие воспоминания о родном доме, который олицетворяет клён.
…Отношусь я с поклоном…
В те края, где я рос под клёном…
Слайд 12 Исследуя произведения разных авторов, не сомневаюсь, что береза —
символ России и вечной красоты нашей природы
Березы – символ детства и юности Н.Рубцова. Они
пробуждают радостные и грустные воспоминания у автора.
…С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
О. Шестинский «Без березы не мыслю России» говорит о
березе и России, как о едином целом.
Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили,…
Так, чтоб были березы в ногах.
Слайд 13В «Лесной капели» М.М. Пришвин
« Вчера зацвела черемуха, и
весь город тащил себе
из лесу ветки с белыми цветами».
В своих произведениях Пришвин учит любить и
понимать природу, нести ответственность перед ней.
«Черёмуха эта росла не кустом, а деревом …,
вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким,
белым, душистым цветом. Издалека
слышен был её запах».
Когда один из работников стал рубить черёмуху,
«дерево задрожало листьями,… закапало с него
росой и посыпались белые, душистые
лепестки цветов». Оно « …будто заплакало».
Слайд 14Анализ прочитанного
помог мне увидеть, что авторы
произведений рисуют образы деревьев в разные времена года. И каждое
дерево по-своему прекрасно, связано с определенным символом, необходимым человеку в жизни.
Судьба дерева, считают писатели и поэты, может быть связана с жизнью и судьбой Родины. Все произведения подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на душевном состоянии человека.
В ходе анализа литературных произведений разных жанров я увидел, что авторы доносят до нас, читателей, мысль, что мы тоже часть природы, учат нас правильно относиться к ней. И тогда природа предстанет перед нами щедрой, будет дарить людям свои богатства и радость общения.
Быть может, грядущая экологическая цивилизация выработает свою систему нравственных заповедей, среди которых будет и запрет на убийство дерева.
Слайд 15
Основные выводы:
1. Убедился, что народная мудрость, писатели и поэты
во все времена обращались к образу дерева.
2. Выяснил
взаимоотношения человека и природы через художественные образы деревьев.
3. На примере рассмотренных эпизодов выявил, как образ того или иного дерева влияет на душевный мир.
4 . Доказал гипотезы, что могут символизировать для автора изображаемые им образы деревьев.
5. Провел исследование и выявил уровень экологической культуры учащихся.