Слайд 1Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Слайд 2«Верю я – придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.»
Б.Л.
Пастернак
Слайд 3 Свою главную книгу, называвшуюся тогда "Черный маг" или "Копыто
инженера", Булгаков задумал и стал писать зимой 1929-1930 годов. Последние
вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Он писал "Мастера и Маргариту" в общей сложности более 10 лет.
В 1966-1967 года впервые вышел в свет роман Булгакова Михаила Афанасьевича “Мастер и Маргарита”. Роман вызвал бурный интерес, потому как был полон разнообразными литературными жанрами: реализмом, фантастикой, гротеском.
Слайд 4 Тема добра и зла волновала многих замечательных
писателей во все времена. Недаром Ф.М. Достоевский писал в романе
"Преступление и наказание" о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим.
Как же относился к этой теме М. Булгаков?
Слайд 5 Центральное место в романе занимают философские проблемы: мысли о
добре и зле, а также о выборе каждого человека. В
романе этот выбор делают все герои. Каждый персонаж, независимо от того, нравится это ему или нет, стоит перед вечной проблемой выбора, и в итоге сам выбирает свой дальнейший путь, от которого и зависит его жизнь.
Слайд 6 Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался
и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть
добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Слайд 7"Добро и зло" - понятия философские. Понятия вечные и неразделимые.
И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться
друг с другом. Добро будет "открываться" человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой - с жизнью Иисуса Христа.
Слайд 8 Булгаков создал как бы "роман в романе", и
оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины. Булгаков
создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман стал для нас, русских, уникальнейшим документом той эпохи. И в то же время, этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
Слайд 9 В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая
свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит
бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30 гг. нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, 06 истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
Слайд 11 Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора
Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек 27 лет, обвиняемый
в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у которого руки "связаны за спиной, под левым глазом синяк". Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые. Понтий сразу убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить. Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариофа за 30 серебряников предал Иешуа, представив показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что "всякая власть - насилие над людьми", что "настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины".
Слайд 13 Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Понтий
Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень
сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешках руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, - Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.
Слайд 14 События "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной,
в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах".
В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий Живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Слайд 15 Сама идея поместить в Москву тридцатых годов
князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые
не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг Другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость.
Слайд 16 Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит
жителей города по совершенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и
Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев - все получают по заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, "он не совершает ни одного Плохого деяния", но это жестоко, так как Воланд вершит правосудие, рассматривая поступки человека, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не изменилось к лучшему, так какое же это благо? Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.
Слайд 18 Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед
нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с
самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских, майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой - клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он прозревает и становится последователем и учеником Мастера. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.
Слайд 20 На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать
нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна:
ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло. "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать, много писать.
Слайд 21 "Рукописи не горят ",- произносит один из героев
романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло
ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.
Слайд 22 Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если
в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и
цель. Вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро.
А.П. Чехов