имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только членением
на строки.
«Она пришла с мороза, /Раскрасневшаяся./ Наполнила комнату/ Ароматом воздуха и духов…» (А.Блок)
Силлабическая система (слоговая)
Разное число слогов в строке.
Система неорганична русскому языку, для которого характерно ударение, не закрепленное за определенным слогом. Она просуществовала в русской культуре с 17 по 18 в.
«Наука ободрана в лоскутах обшита/ Из всех почти домов с ругательством сбита./ Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,/ Как страдавши на море корабельной службы». (А.Д.Кантемир)
Тоническая система (ударная)
Разное количество ударных слогов в строке.
Безударные группируются свободно.
Акцентный стих
Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась,/ так по-детски,/ что барабан не выдержал…» (В.В.Маяковский)
Народный стих
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Дольник
Размер занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Соединяет в один стих двусложные и трехсложные размеры.
А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»
Силлабо-тоническая система (слогоударная)
Главная единица – стопа.
В строке может быть от двух до шести стоп (другие случаи редки): например, двустопный хорей, четырехстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий.
Последовательная комбинация ударных и безударных слогов строго не выдерживается, система допускает отклонения:
пиррихий – в стопе нет ударного слога (облегченная стопа);
спондей – в стопе два ударения (утяжеленная стопа)