Разделы презентаций


Русский национальный характер в рассказе М. Шолохова Судьба человека 9 класс

Содержание

Эпиграф:Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. БальзакЛюди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема:
"Русский национальный характер в рассказе М. Шолохова "Судьба человека"

Тема:

Слайд 2Эпиграф:
Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. Бальзак
Люди с характером – это

совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

Эпиграф:Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. БальзакЛюди с характером – это совесть того общества, к которому они

Слайд 3А. Толстой
«Русский характер», который входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»:

«Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что

поделаешь, - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.
Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни»
А. Толстой«Русский характер», который входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»: «Русский характер! – для небольшого рассказа название

Слайд 4 Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в

его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый

словарь русского языка).

Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер

Слайд 5?
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные

испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе?

?Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в

Слайд 6Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа,

имеет те черты характера, что мы назвали?

Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Слайд 7Когда и где встретились герои рассказа?

Когда и где встретились герои рассказа?

Слайд 8Что поражает в портрете собеседника?

Что поражает в портрете собеседника?

Слайд 9С чем ассоциируется весна? Обратите внимание на пейзаж. Все пробуждается

к новой жизни, все живет, ожидая тепла, солнца. И рядом

с сутулым, будто уставшим от жизни человеком находится маленький мальчик, который посмотрел на рассказчика «светлыми, как небушко, глазами». С какой целью писатель использует контраст?

С чем ассоциируется весна? Обратите внимание на пейзаж. Все пробуждается к новой жизни, все живет, ожидая тепла,

Слайд 10Глаза человека – зеркало его души».

Глаза человека – зеркало его души».

Слайд 11«высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные

руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой

неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»
«высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные

Слайд 12Почему Андрей Соколов так откровенно рассказывает о себе?
Фронтовое братство!


От кого мы узнаём историю главного героя?

Почему Андрей Соколов так откровенно рассказывает о себе? Фронтовое братство! От кого мы узнаём историю главного героя?

Слайд 13Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе «случайному» прохожему. Но

в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт,

не спросит лишнего. «Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька»
Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе «случайному» прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека,

Слайд 14Почему говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»?
Каково представление героя

о счастье?

Почему говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»?Каково представление героя о счастье?

Слайд 15Основные этапы пути, пройденного всей страной.
1.Гражданская война (воевал в Красной

Армии) – 1922 г.
2.Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
3.Мирная

семейная жизнь (до 1941 г.).
4.Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
5.1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
6.Май 1945 – встречает победу в Германии.
7.1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.

Основные этапы пути, пройденного всей страной.1.Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.2.Страшный голод («ишачил на

Слайд 16В чём же видит Андрей Соколов счастье?
Мы замечаем, что не

говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось

бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
В чём же видит Андрей Соколов счастье?Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях,

Слайд 17Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний

о мирной жизни?
Он прошёл через многие испытания, и то, что

казалось обыкновенным, стало дороже.
В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.
Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?Он прошёл через многие испытания,

Слайд 18Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?
Попал в плен в мае

1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да

не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».
Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить

Слайд 19Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя?
(Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие

повлияли на судьбу этого человека. Ответственность за других - убил

предателя)
Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя?(Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. Ответственность за

Слайд 20С какой целью ввел Шолохов описание плена?
Шолохов ввёл в рассказ

описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры.

Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»

С какой целью ввел Шолохов описание плена?Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской

Слайд 21Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским

людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же

Слайд 22Русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и

его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём,

в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!»
Русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который

Слайд 23Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена?


Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?

Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову

Слайд 24Мюллер, назвал Андрея Соколова «настоящим русским солдатом».
(Измученный, истощенный, обессиленный

узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что

это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря.)
Мюллер, назвал Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». (Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством

Слайд 25Остался ли в плену Андрей Соколов?
Ему пришлось возить «на

опель-адмирале» немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же

возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».

Остался ли в плену Андрей Соколов? Ему пришлось возить «на опель-адмирале» немца-инженера в чине генерала армии, но

Слайд 26Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
Герой рассказа стал

думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном

доме — о важных человеческих ценностях.
Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о

Слайд 27«В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна

тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери

как раз были дома...» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!»

«В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку.

Слайд 28Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье.

Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье.

Слайд 29Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
Человек

может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему

своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые

Слайд 30Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Кто кого нашёл?
(Андрей Соколов

обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее.

Какие сравнения: «глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!» Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!“»)
Произошло ли это с Андреем Соколовым?Кто кого нашёл? (Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова

Слайд 31К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво

прильнуть маленький ребёнок?
Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его

доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.
К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Ванюша почувствовал человеческое участие

Слайд 32Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку,

он получил главное – надежду. Надежду на то, что не

порвется связь поколений, не прервется связь времен.
Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на

Слайд 33Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но

портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через

художественные детали: «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова.

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а

Слайд 34В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Слайд 35Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека,

ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь.

4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3.

Слайд 36В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях.

Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его

участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа. Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея

Слайд 37 Вывод:
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям

стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление

активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».( Михаил Шолохов)

Вывод: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика