Слайд 1Эйхенбаум Т.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №
37 г. Челябинска»
Анализ заданий 20-24
по тексту Ю.Д. Нечипоренко
меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не
было интересной работы, но всё это – дело наживное. (З) Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
– Я тебя люблю…
(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил – и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.
(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване – за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Её манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно – хватит!» (18)Но бизнес её обычно ограничивался мечтами и смехом. (19)Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали её на смех. (20)И напрасно, потому что главное для автора проекта – уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.
(21)И всё же однажды мама смогла увлечь меня своим планом.(22)Речь шла о полёте на самолёте! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолёт и через полчаса уже оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолёте показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая вёдра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зелёных «кукурузников». (27)Мы забрались в брюхо самолётика, поставили под ноги вёдра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полёт, дух захватило. (29)Зелёная земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная ёлочная игрушка – шар на ниточке. (30)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках вёдра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.
(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34) Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить её характер в своём: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35) Разве что вишней не торгую...
(36) Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас:
– Спасибо, мама, я тебя люблю.
(38) Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по краям... (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40) Мы летим на самолёте, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен
Слайд 320. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)
Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к
ней.
2) В характере рассказчика отразился характер его мамы.
3) Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.
4) Самолет, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.
5) Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять ее.
Слайд 4
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)
Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к
ней. (предложения 10, 37)
2) В характере рассказчика отразился характер его мамы. (предложение 34)
3) Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность. (предложения 18, 32)
4) Самолет, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве. (в тексте вообще нет данной информации)
5) Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять ее. (предложение 34)
Слайд 520. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)
Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к
ней. -----ДА
2) В характере рассказчика отразился характер его мамы. -----ДА
3) Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.-----НЕТ
4) Самолет, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.-----НЕТ
5) Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять ее.-----ДА
ОТВЕТ: 125
Слайд 621. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)
В предложениях 1—3 представлено рассуждение.
2) В предложениях 4—6
содержится описание.
3) Предложение 15 объясняет предложение 14.
4) Предложения 25—27 содержат повествование.
5) В предложениях 29—30 содержится описание.
Слайд 71) В предложениях 1—3 представлено рассуждение.
(1)Детство у меня было
замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы,
но все это — дело наживное. (3)Зато в детстве были отец и мать.
В данном фрагменте нет движения во времени и пространстве. Герой характеризует своё детство, а не рассказывает историю из детства.
Значит – это РАССУЖДЕНИЕ.
Слайд 82) В предложениях 4—6 содержится описание
(4)В нашей семье всегда
царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не
было места матери. (6)Конечно, без ее завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно…
В данном фрагменте продолжается рассуждение героя о своем детстве, в частности о семье. Однако нет ни одного слова, связанного с описанием портрета героев, костюма, интерьера. То есть представить это в виде картины нельзя.
Значит – это РАССУЖДЕНИЕ, а не описание
Слайд 93) Предложение 15 объясняет предложение 14.
(14)Обычно мама проводила время
у плиты, в ванной или на диване — за чтением
книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам.
Когда мы говорим об объяснении, то мы используем союзы ПОТОМУ ЧТО или ТАК КАК. Подставим один из этих союзов в начало предл. 15 и посмотрим, что получится.
Слайд 10Подставим ПОТОМУ ЧТО в начало предложения 15 и получим:
(14)Обычно мама
проводила время у плиты, в ванной или на диване —
за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15) ПОТОМУ ЧТО
иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам.
Получилась бессмыслица, так как автор противопоставил эти предложения через союз НО, а вовсе не объяснил 15-м 14-ое.
Значит – утверждение НЕВЕРНО
Слайд 114) Предложения 25—27 содержат повествование.
Необходимо обращать внимание на действия
предметов:
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая ведра
с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зеленых «кукурузников». (27) Мы забрались в брюхо самолетика, поставили под ноги ведра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух.
Слайд 124) Предложения 25—27 содержат повествование.
Мы дотащились
стоял вагончик
ночевала
пара «кукурузников».
Мы забрались
поставили
взмыли
Мы видим, как разворачиваются события,
глаголы прошедшего времени показывают динамику действия. Можно представить себе это в виде кадров кинофильма.
Значит – это ПОВЕСТВОВАНИЕ
Слайд 135) В предложениях 29—30 содержится описание.
(29)Зеленая земля висела под
нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону,
как огромная елочная игрушка — шар на ниточке. (30)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города.
В отрывке содержатся определения и сравнения, называющие признаки предметов. Можно представить себе эту картинку в виде фотографии.
Значит – это ОПИСАНИЕ
Слайд 1421. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)
В предложениях 1—3 представлено рассуждение.-ДА
2) В предложениях 4—6
содержится описание.-----НЕТ
3) Предложение 15 объясняет предложение 14.-----НЕТ
4) Предложения 25—27 содержат повествование.-----ДА
5) В предложениях 29—30 содержится описание.-----ДА
ОТВЕТ: 145
Слайд 15
22. Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.
(30) Под
нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы
не увидели внизу трубы и дома большого города.
неодушевлённые предметы , а действуют как живые существа
Значит - именно слово БЕЖАЛИ необходимо вписать в бланк ответов
Слайд 1623. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Притяжательные местоимения отвечают
на вопросы: чей? чьё? чья? чьи?
мой наш
твой ваш
его, её их
Слайд 1723. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Детство у меня было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это – дело наживное. (3) Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
– Я тебя люблю…
Слайд 1823. В отрывке несколько притяжательных местоимений, но только одно из
них связано с именем существительным из предыдущего предложения:
Детство у меня
было замечательным. (2) В детстве не было денег, не было интересной работы, но всё это – дело наживное. (З) Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских
играх не было места матери. (6)Конечно, без её завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно... (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств:
– Я тебя люблю…
ОТВЕТ: 6
Слайд 1924. Определите изобразительно-выразительные средства
«Детские воспоминания спустя много лет живы в
душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные
средства: лексическое – (А)____ («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое – (Б)____ («как огромная ёлочная игрушка – шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В)_____ (в предложениях 11, 20, 34), и приём – (Г) _____(«самое удачное» в предложении 33)».
Слайд 20Познакомимся со списком терминов:
1) парцелляция
2) метафора
3) фразеологизм
4) вводные слова
5) лексический
повтор
6) диалог
7) восклицательные предложения
8) ряды однородных членов предложения
9) сравнительный оборот
Слайд 21Делим термины на тропы и фигуры речи:
Изменение смысла самого слова:
2)
метафора
3) фразеологизм
9) сравнительный оборот
Построение фразы или предложения:
1) парцелляция
4) вводные слова
5)
лексический повтор
6) диалог
7) восклицательные предложения
8) ряды однородных членов предложения
Слайд 22Вспоминаем значение терминов:
1) Парцелляция (синт.)- раздробленная конструкция предложения. Сижу. Думаю.
2)
Метафора (троп) – слово или выражение, которое употребляется в переносном
значении на основе сходства двух предметов или явлений: водопад звёзд, лавина писем.
3) Фразеологизм (лекс.)- устойчивое сочетание слов, которое имеет значение только в целом: сесть в калошу, зарубить на носу
4) вводные слова (синт.)- слова, которые не являются членами предложения и передают отношение говорящего к высказыванию: к сожалению, может быть
5) лексический повтор (лекс.) – повторение в предложении одного и того же слова: зимы ждала, ждала природа
6) Диалог (синт.)- разговор двух или более лиц
7) восклицательные предложения (синт.)- предложение, в котором выражены чувства говорящего; используется восклицательный знак: И каких только чудес не бывает на свете!
8) ряды однородных членов предложения (синт.)- использование слов одной части речи, которые связаны с одним и тем же словом в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
9) сравнительный оборот (троп)- сопоставление явления или понятия с другим, выраженное оборотом с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО: мысли, как мухи, роились в голове
Слайд 2324. Вставляем термины в соответствующее окошечко
«Детские воспоминания спустя много лет
живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в
тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое – (А)фразеологизм («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое – (Б)сравнительный оборот («как огромная ёлочная игрушка – шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) метафора (в предложениях 11, 20, 34), и приём – (Г) лексический повтор(«самое удачное» в предложении 33)».
ОТВЕТ: 3925
Слайд 24Если по каким-либо причинам не знаешь всех терминов,
«Детские воспоминания спустя
много лет живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают
использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексическое – (А)фразеологизм («дух захватило» в предложении 28) и синтаксическое – (Б)_______ («как огромная ёлочная игрушка – шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) _____ (в предложениях 11, 20, 34), и приём – (Г) лексический повтор(«самое удачное» в предложении 33)».
ОТВЕТ: 3_ _ 5,
то лучше записать: 3005, не нарушая порядка цифр, или же поставить любые цифры, чтобы не сбиться в порядке записи ответа 3125 (!!!)
Слайд 25УСПЕХОВ В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ!
По материалам Интернета, 2016 г.