Слайд 1 Чацкий и Молчалин как два
типа молодого поколения начала XIX века
Презентацию подготовила
Иващенко А.В.,
учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 32»
города Оренбурга
Слайд 2Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними
контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который
может выбрать молодежь: путь правдоискателей и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных”.
Слайд 3Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе.
Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе “Горе
от ума”. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы.
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства.
Слайд 4При первом знакомстве трудно определить настоящее лицо Молчалина.
Перед нами робкий и застенчивый молодой человек
Влюбленная Софья
наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”.
Слайд 5Так кто же такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной
в своем угодничестве, или преуспевающий подлец?
Создавая характер Молчалина, Грибоедов
показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека.
С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира ( “угождать всем людям без изъятья”), поэтому он готов до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”.
Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным
Слайд 6Основы молчалинского благополучия:
-умеренность и аккуратность”,
-“не сочинитель я”,
-“в мои лета
не должно сметь свое суждение иметь”,
- “ведь надобно ж зависеть
от других”
В результате за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства
Слайд 7Маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с
теми, кого считает ниже себя.
С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой,
забыв о
робости.
Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно
Слайд 8Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но,
увы, вслед за Чацким приходится признать, что “Молчалины блаженствуют на
свете”.
Слайд 9 Д. Писарев писал: “Молчалин сказал себе: “Я хочу составить
карьеру”, — и пошел по той дороге, которая ведет к
“степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...”
Слайд 10В конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган. Но надолго ли?
Слайд 11Время показало, что Молчалины живучи и неуязвимы, они «возрождаются» быстро,
и это печально. Подобные люди не раскаиваются, потому что не
осознают глубины своего падения. А это страшно...
Слайд 12В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал "нового
человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в
защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Слайд 13Чацкий пламенно любит родину , с ее могучими силами, заветными
преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась
горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному
Слайд 14Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий
защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в
деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Слайд 15А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. "Он славно пишет,
переводит", — говорит о нем Фамусов и все твердит о
его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: "Служить бы рад, — прислуживаться тошно".
Слайд 16Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она
проявилась и в том, как он любит, и в том,
как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Слайд 17Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья,
при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит
к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний«:
«Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!»
Слайд 18Чацкий —положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать
исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем,
как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.
У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, "упражняются в расколах и безверье", это "безумные люди", склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, "химик и ботаник". Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.
Слайд 19Чацкий и Молчалин: сопоставительная характеристика
Слайд 20План сочинения «Жизненные принципы Чацкого и Молчалина».
I.Чацкий и Молчалин -
два типа молодого поколения начала XIX века.
II. Сопоставительная характеристика героев:
1)происхождение;
2)
воспитание;
3)особенности характера;
4)жизненные ценности;
5)отношение к фамусовскому обществу;
6)отношение к Софье.
III. Итог противостояния.