Слайд 1Д.И. Фонвизин
и его время
Традиционные элементы классицизма
и новаторство
в комедии «Недоросль».
Слайд 2
Денис Иванович Фонвизин
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал
Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин»
(1745 -1792)
…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Слайд 3Денис
Иванович Фонвизин
-
знаменитый писатель екатерининской эпохи
Слайд 41759 – 1762 – гимназия при Московском университете
"Острые слова мои,
вспоминает Фонвизин, носились по Москве; а как они были для
многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным".
Слайд 5"Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную
мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума,
а актеров
- великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие".
Слайд 7 Найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы
Основа драмы – повествование о событиях
Портрет героя – главное
средство создания образа
В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение
Важна роль пейзажа и художественных деталей
Авторская позиция выражается посредством лирического отступления
Слайд 8Особенности драмы как рода литературы
основа драмы – действие
речь героя –
главное средство создания образа
отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения
важная роль декораций
и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.)
авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Слайд 9Основные правила классической комедии
Изображение повседневной жизни, людских пороков
Герои –
люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из
них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
Говорящие фамилии
Одна идея
Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
Установка на разговорный язык
Счастливый конец
Слайд 10Действующие лица:
Простаков.
Госпожа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их,
недоросль.
Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья,
племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат госпожи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Слайд 11Тришка.
Да ведь портной-то учился, сударыня,
а я нет.
Г-жа Простакова.
Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы
уметь сшить кафтан хорошенько.
Экое скотское рассуждение!
Слайд 13Ум, коль он только что ум, - самая безделица. С
пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан.
Прямую цену ему даёт благонравие.
Слайд 14тема просвещения и воспитания
Какова же тема комедии Фонвизина?
Слайд 16Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин,
а какие нарушил?
отступление от единства действия (вместо одной проблемы
поднимает несколько очень важных)
отрицательные герои интересны и неоднозначны
Просвещение важно, но сначала надо добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
при создании характеров героев используется речевая характеристика
Типизация и зоологизация героев.
несчастливый конец
единство места (деревня Простаковых)
единство времени (одни сутки)
одна идея ( просвещение достойного гражданина)
деление героев на отрицательных и положительных
«говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж
Слайд 17«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только
с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при
своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».
В.Г. Белинский «Горе от ума»
Слайд 18Запишите домашнее задание.
Задание для всех:
1. Сравнить Простакову на уроке
Митрофона и Стародума в беседе с Софьей. Чему они учат,
что считают главным — идеалы героев в ком? Какими они хотят видеть своих детей? (Желательно выполнить в виде плана, сравнительной таблицы.)
2. Заполните таблицу
Слайд 19
Денис Иванович Фонвизин
-
А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин»
Сатиры смелый
властелин
Слайд 20Сатира и публицистика
были его оружием. Мужественный протест против несправедливостей
самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в его произведениях.
В этом и состояла историческая заслуга Д. И. Фонвизина
Слайд 21Сатира - это
" не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,
а
гроза духа, оскорбленного позором общества"
В. Г. Белинский
Слайд 231. жадность
2. деспотизм
3. хамство
4. грубость
1.Критика самодержавно-
крепостнической действительности
2. Трагизм судьбы простого
человека
1.”Говорящие” фамилии
2.Преувеличение отрицательных черт
3. Самохарактеристика
5. Лесть,
подхалимство
6. Корысть
7. Невежество
3. Проблема
воспитания
и образования
4. Низменность желаний
отрицательных героев
5. Ремарки
Слайд 25Продолжите афоризмы Стародума
Начинаются чины -
перестаёт искренность.
Имей сердце, имей душу,
и будешь
человек на всякое время.
Невежда без души -
зверь.
Глупому сыну
–
не в помощь богатство.
В большом свете водятся
- премелкие души.
Наличные деньги -
не наличные достоинства.
Слайд 26Царь и большой свет “больны неисцельно”, “премелкие души” вместо служения
государству заботятся о своей карьере
Роль государственной власти?
Стародум не скрывает своего
отношения к екатерининской монархии.
“Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”
Защищать права человека
Слайд 27«Все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права
владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы»
Крепостное право беззаконно
- «Угнетать рабством себе подобных беззаконно»
- «Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь»
Слайд 28Служба
Главное не чины, а дела.
Гораздо честнее быть без
вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану
- Степени знатности рассчитаю я
по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...
Слайд 29- Богатство не в деньгах
- Полновластные господа над крепостными —
сами рабы денег
- Богач... тот, который отсчитывает у себя
лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного
“Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”.
Деньги
Слайд 30Достоинства человека - его душа, сердце
- Имей сердце, имей душу
и будешь человек во всякое время
В чём же богатство
для положительных героев комедии?
Богатство в душевных качествах
Слайд 311. жадность
2. деспотизм
3. хамство
4. грубость
1.Критика самодержавно-
крепостнической действительности
2. Трагизм судьбы простого
человека
1.”Говорящие” фамилии
2.Преувеличение отрицательных черт
3. Самохарактеристика
5. Лесть,
подхалимство
6. Корысть
7. Невежество
3. Проблема
воспитания
и образования
4. Низменность желаний
отрицательных героев
5. Ремарки
4. Желание видеть
Россию образованной,
духовно богатой
Слайд 32Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда
перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но
пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
с приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет...
Слайд 33д/з Сочинение- миниатюра
1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?
2. Чему вас
научила комедия?
3. Какой завет своего отца Стародум считает главным для
себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными сегодня?