Слайд 1
«Драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного содружества»
(Загадка композиции
«Повестей Белкина»)
Слайд 2Болдинская осень 1830 года
«Повести»
созданы в Болдине.
Тогда А.С. Пушкин
создал около 30-ти стихотворений и 20-ти самых значительных своих произведений.
Слайд 3 Болдинский период в творчестве поэта –
«туго стянутый узел
великих концов и великих начал».
/Д.Д.Благой/
Болдинская осень 1830 года
Слайд 4Повести
покойного
Ивана Петровича Белкина,
изданные
А.П.
Слайд 5«Повести Белкина»
«Это не случайный набор произведений, а цикл,
части которого
связаны друг с другом. Повести возникали, как связанные взаимно, одна
с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».
Сергей Георгиевич Бочаров
Слайд 6Композиция. Теория вопроса.
Композиция – это построение произведения.
Цель композиции в
любом произведении:
расположить все отрезки текста так, чтобы
произведение давало полное выражение идеи.
Слайд 7Рама /рамка/. Теория вопроса.
Начало и конец текста принято обозначать термином
рама, или рамка.
Начало текста состоит из следующих компонентов: имя /псевдоним/
автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф /эпиграфы/, предисловие, вступление, пролог.
Конец текста может включать авторское послесловие, оглавление, а также авторские примечания, которые входят в основной текст произведения.
Слайд 8Роль рамы. Теория вопроса.
Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его
внутреннее единство.
В авторских циклах, где отдельный текст может рассматриваться как
самостоятельное произведение, именно наличие «рамы» обнаруживает взаимосвязь всех частей, их подчиненность единому замыслу.
Слайд 9«Повести Белкина»
Первый знак текста – заглавие.
С одной
стороны все просто: указан жанр – повести.
А с другой
стороны оно для читателя загадочно: в нем говорится о Белкине и издателе А.П.
Кто это?
Слайд 10Загадочный издатель А.П. – дистанция №1
Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль», дан
ко всем повестям:
«П р о с т
а к о в а
- То, мой батюшка, он еще с измальства к историям охотник.
С к о т и н и н
- Митрофан по мне».
Слайд 11Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу
Декабрь 1830 года.
«Написал я прозою 5 повестей,
от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также
Anonyme».
Евгений Баратынский
Слайд 12Загадочный издатель А.П. – дистанция №1
В июне 1830г. у анонима
появилось имя – «покойник Белкин, славный малый». После того, как
повести прошли цензуру, Пушкин прислал «Предисловие» с биографией Белкина.
«А.П.» появляется также в самом конце повестей всего одним предложением:
«Конец повестям И.П. Белкина».
Слайд 13Эпиграфы. «Выстрел»
«Стрелялись мы»
Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828
«Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним
остался еще мой выстрел)».
Из Александра Бесстужева-Марлиинского «Вечер на бивуаке», 1822
Слайд 14Эпиграфы. «Метель»
«Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий…»
Из баллады
В.А.Жуковского «Светлана», 1813
Слайд 15Эпиграфы. «Гробовщик»
«Не зрим ли каждый день гробов,
Седин
дряхлеющей вселенной?»
Из оды Г.Р.Державина на смерть Г.А.Потемкина «Водопад»,1798
Слайд 16Эпиграфы.
«Станционный смотритель»
«Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
Из стихотворения
князя
Петра Вяземского «Станция», 1825
Слайд 17Эпиграфы.
«Барышня-крестьянка»
«Во всех ты, Душенька,
Нарядах хороша».
Из поэмы
Ипполита Богдановича «Душенька», 1783
Слайд 18Вывод первый
Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х
поэм, баллады, оды, стихотворения /,
а повести Пушкина
- проза.
В «Повестях» встречаются и высокая поэзия, и проза жизни /обыденность/.
Повести – это своеобразный диалог Пушкина с поэтами современниками и старшим поколением писателей.
Слайд 19Белкин Иван Петрович – дистанция № 2
И.П.Белкин - собиратель повестей,
писатель.
Уже в заголовке Белкин и А.П. разделены.
А в биографии есть общее: оба помещики, писатели, их роднит «охота к чтению и занятиям по русской словесности», родились почти в один год: Белкин - в 1798, а Пушкин - в 1799.
Они современники!
Слайд 20Вывод второй
Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой.
Изображает собирателя и писателя повестей как героя своего времени.
Слайд 21Рассказчики повестей – дистанция № 3
Важную композиционную роль в каждой
повести играет рассказчик.
В каждой из пяти -
он свой.
В рукописи Белкина помечено,
от кого он слышал повесть,
указаны чин или звание и инициалы рассказчика.
Слайд 22Дистанция автора
А.С. Пушкин
А.П.
издатель
И.Л.П.
Подполковник
1«Выстрел»
девица К.И.Т.
2«Метель»
И.П. Белкин
собиратель,
писатель
А.Г.Н.
Титулярный советник
4
«Станционный смотритель»
Б.В. Приказчик
3
«Гробовщик»
девица К.И.Т.
5«Барышня--крестьянка»
Рассказчики
О Белкине –
письмо соседа
из Ненарадово
1830год
Слайд 23Вывод третий
Еще загадка… Почему автор «спрятался»?
Во время прохождения цензуры имя
Пушкина не упоминалось – и в этом была задумка самого
поэта.
Введение рассказчиков создает атмосферу живой беседы с читателем.
Рассказчик – это глубоко личная история и определенная точка зрения на происходящее, далекая или близкая авторской.
Слайд 24
Порядок
написания повестей А.С. Пушкиным
1 «Гробовщик»
2 «Станционный смотритель»
3 «Барышня-крестьянка»
4 «Выстрел»
5 «Метель»
Порядок
размещения в сборнике
(4)«Выстрел»
(5)«Метель»
(1)«Гробовщик»
(2)«Станционный смотритель»
(3)«Барышня-крестьянка»
Слайд 26«Гробовщик» и
«Станционный смотритель»
Слайд 28
Порядок размещения в сборнике
«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
Слайд 29Вывод четвертый
А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами.
Композиция
цикла повестей, как у всякого гения, сложна и необычна.
Поэтому
и авторские загадки неисчерпаемы..