Слайд 1Дуэль в русской литературе
Урок-семинар литературы в 10 классе подготовлен учителем
русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода
Захаровой Л.Н.
Prezentacii.com
Слайд 2Предварительная подготовка
1 группа
Подготовить сообщение по истории вопроса
2 группа
Прочитать повесть «Выстрел»
А.С.Пушкина
4 группа
Прочитать повесть «Кроткая» Ф.М.Достоевского
3 группа
Прочитать дуэльные эпизоды в романах
А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
5 группа
Прочитать повесть «Дуэль» А.П.Чехова
Слайд 3Эпиграф к уроку
«Доказывать нелепость дуэля не стоит, в теории его
никто не оправдывает, исключая каких-нибудь бретеров или учителей фехтования, но
в практике все подчиняются ему для того, чтоб доказать, черт знает кому свою храбрость. Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почетной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу. Человека обвиняют в том, что передергивает карты – он лезет на дуэль, как-будто нельзя передергивать карты и не бояться пистолета. И что за позорное равенство шулера и обвинителя!».
(А.И.Герцен)
Слайд 4Эпиграф к уроку
«Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к
дурным поступкам»
(Ф.М.Достоевский)
Слайд 5Эпиграф к уроку
«Дуэль, милостивые государи, есть состояние дикости. Это совсем
не право, а довод наиболее сильного или наиболее ловкого, иногда
самого дерзкого!.. Вызвать на дуэль не значит атаковать лишь частное лицо, совершить проступок только в отношении него, как при обыкновенной краже или убийстве; нет, это прежде всего посягательство на общий мир, презрение к закону, восстание против государственного порядка…»
(Дюпен-старший, обер-прокурор кассационного суда в Париже)
Слайд 6Вопросы для беседы
Что такое дуэль?
Совпадают ли представления о чести у
Даля (и русского народа) и поборников общественной морали?
Обратимся к «Толковому
словарю» В.И.Даля:
«Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Слайд 7Анализ эпизодов
Как относятся сами герои к дуэли?
Иронично-отрицательное отношение героев к
дуэли и невозможность из-за предрассудков общества и собственной гордыни отказаться
от нее.
Авторское отношение к поступку героев (оправдывают или отрицают гибель более слабого, недостойного).
Судьбы самих поэтов, погибших на дуэли.
Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль Печорина и Грушницкого
Слайд 8Анализ эпизодов
М.Лермонтов о гибели А.Пушкина:
«Его убийца хладнокровно
Навел удар. Спасенья нет…»
Ф.Тютчев
о М.Лермонтове:
«Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он
высшею рукою
В «цареубийцы» заклеймен…»
Слайд 9Анализ эпизодов
Важно то, что рассказчик – носитель русского менталитета, что
очень важно для понимания авторского замысла.
В центре событий главный герой
рассказа Сильвио и природа конфликта: зависть личности тщеславной, сильной, тщеславной, самолюбивой к своему удачливом сопернику, желание любым способом утвердить себя, возвыситься над окружающими.
А. Пушкин «Выстрел»
Слайд 10Анализ эпизодов
3. Зависть не только грех, но и свидетельство слабости
человека, его зависимости от успеха или неуспеха другого человека.
4. Пушкин
открывает тему человеческого «подполья», которая в полной мере разворачивается в творчестве Достоевского, в частности в повести «Кроткая».
А.Пушкин «Выстрел»
Слайд 11Анализ эпизодов
К концу XIX века происходит трансформация человеческого сознания. Вера
человека не в Бога, а в силу разума, способного организовать
жизнь на основах всеобщей пользы, усиливающийся рационализм и трагизм жизни, противоречивость личностных оценок и поступков постепенно разрушали нравственную систему ценностей.
Нравственным стало почитаться то, что было разумным или выгодным. Психологический анализ такой личности и дает в своей повести Достоевский, герой которого также прошел испытание дуэлью.
Ф.Достоевский «Кроткая»
Слайд 12Анализ эпизодов
Вопрос к классу:
В чем заключается особенность (двойственность) героя повести?
Слайд 13Анализ эпизодов
3. Двойственный облик героя: мечтатель и ростовщик, рефлексирующий у
тела погибшей жены.
4. Личность героя деградирует, теряет нравственные ориентиры, подменяет
их оправданием собственной выгоды и пользы.
5. Свой отказ от дуэли – свидетельство трусости и эгоизма – герой оправдывает, но «само собой, что вылетают слова слишком нетерпеливые, наивные и неожиданные, непоследовательные, противоречащие, но искренние, хотя бы даже ужасно лживые, ибо человек лжет иногда очень искренне, особенно когда сам себя желает утвердить в правде своей лжи» (Ф.Достоевский).
Слайд 14Анализ эпизодов
6. После самоубийства жены герой прозревает и казнит себя.
7.
Тема дуэли интересна автору прежде всего потому, что позволяет ему
смоделировать такую экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрывается тот или иной социальный конфликт и характер героя.
8. Создание экстремальной ситуации, с помощью которой не только максимально проявляется характер человека, но и возможно переосмысление им собственной жизни, дается в повести А.Чехова «Дуэль».
Слайд 15Анализ эпизодов
«Бывают в жизни отдельных людей несчастья,
например смерть близких, суд, тяжелая болезнь, которые резко, почти органически
изменяют в человеке характер, привычки и даже мировоззрение» (А.Чехов).
Роль такого сильного средства, пробуждающего человека от забытья жизни, и сыграла для Лаевского и фон Корена дуэль.
А.Чехов «Дуэль»
Слайд 16Анализ эпизодов
Лаевский и фон Корен – антиподы и антагонисты по
сути.
Дуэль не только результат несхожести характеров , но и поединок
идей.
Вопросы к классу:
Кто предотвратил дуэль и почему?
Что изменилось после дуэли?
Слайд 17Анализ эпизодов
Вывод:
Пограничная ситуация заставила каждого из героев пересмотреть собственную жизнь.
Смысл
финала: примирение героев – наиболее духовно оправдываемая ситуация, то есть
в этом отношении Чехов в определенном смысле подводит черту под «дуэльной» темой в русской литературе.