Слайд 1Двоемирие в романе «Мастер и Маргарита»: свет и тьма.
М. А.
Булгаков
…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть твоей силы,
что вечно хочет зла и
вечно совершает благо
Гёте. Фауст
Слайд 3Содержание
Краткая биография М. А. Булгакова.
История создания.
Темные силы:
Коровьев – Фагот;
Азазелло;
Бегемот;
Воланд.
4. Светлые
силы:
- Иешуа Га-Ноцри;
-
другие герои герои.
5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.
6. Список литературы.
7. Тест.
8. Аннотации рекомендуемой литературы.
9. Буклет.
Слайд 4Биография
15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье
преподавателя Киевской Духовной Академии.
1907 - семья Булгаковых переезжает на
Андреевский спуск, 13 (в будущем - место действия в романе "Белая гвардия", в пьесе "Дни Турбиных").
1909 - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет.
1913 - Женитьба Булгакова на Татьяне Николаевне Лаппа.
1916 - Булгаков оканчивает университет и начинает работать врачом - сначала в прифронтовых госпиталях, затем в Никольской земской больнице Смоленской губернии ("Записки юного врача").
1917 - Начало работы над циклом "Записки юного врача".
1918 - Возвращение в Киев. Частная врачебная практика.
1919 - Приезд во Владикавказ. Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой.
Слайд 51921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в
квартире 50 дома 10 по Садовой ("нехорошая квартира" - Мастер
и Маргарита).
1923 - Работа над романом "Белая гвардия". Повесть "Дьяволиада".
1924 - Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. Повесть "Роковые яйца". Публикация отрывков из "Белой гвардии".
1925 - Работа над повестью "Собачье сердце" и над пьесами "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1926 - Премьеры "Дней Турбиных" (МХАТ) и "Зойкиной квартиры" (Театр им. Вахтангова). Обыск и конфискация рукописи "Собачьего сердца".
1928 - Работа над пьесой "Бег". Запрет пьес "Бег", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1929 - Начало работы над "Театральным романом" и над пьесой "Кабала святош" ("Мольер"). Спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара МХАТ.
1930 - Работы над инсценировкой "Мертвых душ" во МХАТе. Встреча с Е. С. Шиловской - будущей третьей женой Булгакова, главного прототипа Маргариты из романа "Мастер и Маргарита". Разговор по телефону со Сталиным.
Слайд 61932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе. Развод с
Л. Е. Белозерской и брак с Е. С. Шиловской -
Булгаковой. Работа над романом "Мастер и Маргарита".
1935 - Завершение работы над пьесой "Александр Пушкин".
1936 - Премьера и снятие после 7 представлений спектакля "Мольер" во МХАТе. Уход из МХАТа и начало работы Булгакова либреттистом в Большом театре.
1938 - Завершение рукописи романа "Мастер и Маргарита" и инсценировки "Дон Кихота".
1939 - Пьеса "Батум" и чтение полного текста "Мастер и Маргарита" друзьям.
1940 - Диктовка последних поправок к тексту "Мастера и Маргариты".
10 марта 1940 - Михаил Афанасьевич Булгаков умирает от нефросклероза. После кремации тела урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Слайд 7История создания
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер
и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не
публиковался. Впервые он был напечатан только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.
Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Слайд 8 Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в
1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь
уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.
Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.
Слайд 9 Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов,
черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем
регентом церковного хора.
Коровьев-Фагот
Слайд 10 Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На
маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в
сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
Слайд 11Азазелло
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени
Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела,
который научил людей изготовлять оружие и украшения.
Слайд 12 В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт
перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью
доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Слайд 13Бегемот
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров
черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются
связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».
Слайд 14 В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура
очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом
романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Слайд 15Гелла
Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром:
«Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги,
которую она не сумела бы оказать».
Слайд 16Воланд
Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия:
на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает —
жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.
Слайд 17Воланд - тайна и загадка
Сводки с
описанием его давали
противоречивые данные. А весь его
портрет четко
разделен на две
половины: «…с левой стороны у
него были платиновые коронки, а
справой – золотые», «брови черные,
одна выше другой», разные глаза:
«левый, зеленый, у него
совершенно безумен, а правый –
пуст, черен и мертв», берет
заломлен на одну сторону.
Слайд 18Иешуа Га-Ноцри
Иешуа в романе «Мастер
и Маргарита» — это
прежде
всего человек,
который находит
нравственную,
психологическую опору
в себе самом
и в своей
истине, которой он
остался верен до конца.
Слайд 19 Ему не чуждо все человеческое, в том числе
он испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, ему
свойственны робость, застенчивость.
Слайд 21 Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.
За внешним противостоянием
Воланда Иешуа ясно ощущается загадка, недоговоренность, нечто внутренне близкое той
божественной силе, которой он на поверхности антагонистичен. Воланд в романе — и традиционный дьявол-искуситель, и в то же время символ возмездия, справедливости.
Слайд 22Список используемой литературы.
Символика в романе М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарит».//Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина. – М., 1994.
Соколов
Б. В. Булгаковская энциклопедия. — Локид, Миф; 2000. ISBN 5-320-00385-4.
Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
Георгий МЕЛИКЯНЦ «Страсти по „Мастеру“ К истории публикации романа Михаила Булгакова»
Слайд 23Аннотации рекомендуемой литературы.
► Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.
Популярный
очерк жизни и творчества писателя. Содержит анализ основных произведений.
► Смелянский А.
Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
Книга выходит за рамки, обозначенные в заголовке. Прослежена творческая история ряда пьес М. Булгакова. Проанализирован текст его инсценировки «Мертвых душ». Достаточно подробно рассмотрен «Театральный роман».
► Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 28—82.
Интересная, хотя и небесспорная, работа о системе образов и их прототипах в книге М. Булгакова. Впервые опубликована в журнале «Даугава» (1988. № 11—12;1989. № 1).
► Агеносов В. В. «Трижды романтический мастер»: Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX—XX веков. М., 1995. Наряду с другими произведениями писателя анализируется главная книга М. Булгакова.