Слайд 1Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Автор презентации: Сидорова Светлана
Федоровна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск
Слайд 3В.П. Астафьев
«Васюткино озеро»
Слайд 4
Тот , кто правильно указывает на мои ошибки, - мой
учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг.
(Сюнь – Цзы)
Леса учат человека понимать прекрасное. (А.П. Чехов)
Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь)
Слайд 5Проблемные вопросы:
Природа друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие
уроки дает природа герою и читателю?
Слайд 6Тема урока.
Бережное и внимательное отношение к природе и жизнь
в согласии с ней ( на примере рассказа В.П. Астафьева
«Васюткино озеро»)
Слайд 7Виктор
Петрович Астафьев
"Землю люблю свою
и не устаю удивляться её
красоте,
неистощимому терпению
и доброте
И жизнь
предоставляла мне
Постоянную возможность
быть на природе и с природой»
Слайд 9Композиция рассказа
Экспозиция: жизнь рыбаков из бригады Васюткиного отца.
Завязка: поход Васютки
в тайгу за орехами.
Развитие действия:
потеря дороги
осознание, что заблудился
слова деда
и отца спасают от отчаяния
ночь в тайге
по каким приметам нашел озеро?
какие умения пригодились в тайге?
что пришлось пережить?
Слайд 10Практическая работа
Спичек осталось 4 штуки, дал огоньку разгореться
Отковырнул кусочек черствой
краюшки, съел всю. Веки начали смыкаться, будто повесили на них
тяжелые грузила. Забылся тяжелым сном
Он погрел их, высушил сапоги и портянки, подвязал подошву правого сапога.
Мальчик брел, почти падая от усталости.
Было обидно. Начал собирать дрова на ночь.
Побежал по берегу навстречу боту. Кинулся назад: догадался, что у костра скорей его заметят. Он вспомнил про ружье и начал палить вверх.
Слайд 11Кульминация:
*приближение пассажирского парохода
*появление катера-бота.
Развязка: благополучное возвращение Васютки домой
Эпилог:
Васюткино озеро появилось на карте
Слайд 12физминутка
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
На пенечке
посидели
Всюду бабочки летали
Птички крыльями махали
Дружно мы похлопаем
Ножками потопаем
-Мы природу
любим?
-Да! С ней мы верные друзья!
Слайд 13Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять.
(М.Налбандян)
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
Что помогло ему
понять законы природы?
Слайд 14Как в лесу без компаса определить стороны света?
Что свидетельствует о
близости реки в тайге?
Что предвещает вечером смену погоды?
В чем особенность
эха в лесу?
Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Слайд 15Памятка для тех, кто идет в лес.
Продумай тщательно маршрут.
Не забудь
взять компас.
Возьми спички для костра.
Возьми теплые вещи.
Возьми запас еды (хлеб,
соль, консервы), воды.
Предупреди близких о твоем путешествии.
Слайд 16Памятка для тех, кто заблудился.
Не паникуй!
Остановись, прекрати бесполезное движение.
Попытайся связаться
с близкими или со службой спасения по телефону.
В ожидании
помощи осмотри место, где находишься.
Собери хворост для костра.
Разведи огонь, приготовь пищу.
Приготовь место для ночлега.
Слайд 17Проблемные вопросы
Природа друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие
уроки дает природа герою и читателю?
Слайд 18Проверка знаний
1. жанр произведения
А) рассказ;
Б) повесть;
В) сказка-быль.
2. в
основе произведения лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков;
Б) изображение
природы Сибири;
В) повествование о приключениях героя
Слайд 193. Васютка бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов
для рыбаков;
Б) выполняя поручение отца;
В) ради удовольствия.
4. В
предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует:
А) сравнение;
Б) антитезу;
В) метафору.
Слайд 205. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
6.
Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько заплакал;
Б) запаниковал;
В) решил
не сдаваться.
Слайд 217. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер
принесет непогоду.
8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
Слайд 229. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его
заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В)
он был очень рад рыбакам.
10. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется;
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
Слайд 2311. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей
флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и
навыкам таежного жителя.
12. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
Слайд 2413. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в
тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»
Б) «Тайга хлипких не
любит!»
В) «В тайге одному делать нечего!»
Слайд 25Проверим работу.
1 - А 8 -
А
2 - В 9 – А
3 – А 10 – В
4 – А 11 – В
5 – Б 12 – В
6 – В 13 – Б
7 – Б
Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б.
Слайд 26Домашнее задание (по выбору учащихся).
1. Написать письмо Васютке: Чему я
научился и что узнал благодаря тебе.
2. Подобрать и записать законы
природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.
Слайд 27
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В
увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Слайд 28Литература:
В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (текст рассказа)
И.Л. Челышева Литература 5
класс: планы-конспекты уроков – Издание 2-ое- Ростов на дону: Феникс,
2015 ) (практическая работа с таблицей «Преодоление жизненных трудностей»)
Е.А.Попова .Урок внеклассного чтения. Рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка». Журнал «Русский язык и литература. Все для учителя» №2, 2015. М: ИГ «Основа»,2015 (орг. момент, физкультминутка)
Ресурсы сети Интернет:
images.yandex.ru
nsportal.ru›
aplik.ru›
festival.1september.ru