Слайд 1А.П. Чехов «Смерть чиновника»
«Смех – дело серьезное»
Слайд 2В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич
Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль
на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг...
Слайд 3– Кто герой рассказа?
– Кто такой экзекутор?
– Место действия?
– Как
автор определил жанр произведения?
– Какая часть рассказа перед нами?
– Что
же могло произойти? Какова завязка произведения?
Слайд 4Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось, он
отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите.
Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.
Слайд 5О чем свидетельствуют слова автора: «Чихать никому и нигде не
возбраняется. Все чихают»?
– Обычна ли такая завязка для рассказа?
– Как
могут развиваться события?
Слайд 6Червяков нисколько не сконфузился утерся платочком и, как вежливый человек,
поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли кого-нибудь своим чиханьем? Но
тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
Слайд 7Каков же результат его действий, итог?
– Запишите в таблицу. Как
вы понимаете значение слова сконфузился?
– Как могут развиваться действия дальше,
что предпримет герой?
Слайд 8В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству
путей сообщения.
«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой
начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:
– Извините, ваше -ство, я вас обрызгал... я нечаянно...
Слайд 9– Что же предпринимает герой?
– Каков итог?
– Если бы между
героями состоялся диалог, каким бы он был? Составьте диалог героев.
Слайд 10– Ничего, ничего...
– Ради бога, извините. Я ведь... я не
желал!
– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и
начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:
– Я вас обрызгал, ваше -ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...
– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Слайд 11– Что еще предпринимает герой?
– Каков результат?
– А итог?
–
Что можете вы сказать о характерах героев? (Работа в группах
3 мин)
– Как будут развиваться события? Какой может быть кульминация? (Работа в группах 1 мин)
Слайд 12– Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше -ство, – начал
докладывать экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...Какие пустяки...
Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
– Ваше -ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше -ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
– Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять!
Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.
– Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, – забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем
смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...
– Пошел вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
– Пошел вон!!! – повторил генерал, затопав ногами.
Слайд 13– Что предпринимает герой?
– Каков результат? Обратите внимание на
реплики, которые произносит Червяков, о чем свидетельствует -с в слове
«брызнул-с», какова его поза? Как вы можете назвать его поведение. (Работа в группах 1 мин)
– Какие строки являются кульминацией рассказа?
– С какой интонацией разговаривает с ним генерал? Как реагирует герой?
– Каков же характер Червякова? (Работа в группах 3 мин)
– Какой может быть развязка? (Работа в группах 1 мин)
Слайд 14В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего
не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и
поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.
Слайд 15–Какой будет последняя часть таблицы? (Работа в группе)
– Изучите еще
раз табличку, что стало поводом к смерти героя?
Слайд 17Вывод: герои Пушкина и Гоголя стали жертвами обстоятельств, они унижены
обществом, в котором живут, Червяков же унижает себя сам, его
чинопочитание, самоуничижение убивают в нем человеческое, его душу, именно поэтому и умирает герой. Запись в тетрадь значений слов самоуничижение, чинопочитание.
Слайд 18Домашнее задание: прочитайте другие произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия».
Напишите свой небольшой юмористический рассказ или нарисуйте комикс.