Слайд 1Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
Слайд 2Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова.
Совесть, Благородство и Достоинство
–
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него
не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Слайд 3Основной проблемный вопрос урока:
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской
интерпретации библейского сюжета?
Основная задача:
Как самостоятельное в определённом смысле произведение,
посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?
Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником
Слайд 4Ответьте на вопросы:
1. Как вы определите композицию романа?
2. В
чём проявляется своеобразие композиции романа?
3. Каков жанр романа?
4.
Назовите основные темы романа.
Слайд 5«Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
- Трусость, несомненно, один
из самых страшных пороков. (Иешуа)
- Нет, философ, я тебе возражаю:
это самый страшный порок. (Пилат)
Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. (В.Лакшин)
Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. (В.Лакшин)
Слайд 6основной проблемный вопрос урока:
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской
интерпретации библейского сюжета?
Слайд 7Вопросы для анализа:
Как раскрывает характер Пилата его портрет?
Как ведет себя Пилат
по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?
Почему Пилат за дает вопрос об истине?
Какую истину открывает Иешуа Пилату?
Каково главное убеждение Иешуа?
Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?
Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?
Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа?
Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
Слайд 8Вопросы для анализа:
Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?
Как
он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно?
Как входит
в повествование тема бессмертия?
Что заставляет Пилата пойти против совести?
Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?
Как воспринимает герой свое бессмертие?
Слайд 9Отвечаем на основной проблемный вопрос:
Что делает Понтия Пилата главным героем
булгаковской интерпретации библейского сюжета?
Слайд 10Вопросы для анализа:
Как эта проблематика проецируется на главы о современности?
Где
происходит завязка темы Христа?
На чем и почему настаивает Берлиоз?
Как
опровергает Воланд позицию Берлиоза?
В чем символический смысл гибели Берлиоза?
Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому бу дет дано по его вере» (гл. 23)?
Как эта мысль свя зана с образами Иешуа и Пилата?
Слайд 11Подводим итог урока:
Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое
ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о
современности?
Слайд 12 В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины,
которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии
общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт:
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Слайд 13Составьте синквейн по плану.
1)предмет (кто? что)
2) описание предмета (какой?
какая?) 2 слова
3) характерные действия (что делает?) 3 глагола
4) личное
отношение 3-5 слов
5) суть предмета, темы 1-2 слова
Слайд 14Домашнее задание:
Подготовка к сочинению по темам:
1. Добро и зло в
романе «Мастер и Маргарита».
2. Евангельские мотивы в романе.
3. Проблема ответственности
в романе «Мастер и Маргарита».