Слайд 1Автор презентации:
Чеченина Екатерина Викторовна.
Место работы:
Мурманская область,
п.г.т. Молочный,
МОУ Молочненская СОШ.
Слайд 2Евгений Иванович Замятин
(1884 —1937)
Слайд 3«Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося
социализма может обойтись без такого писателя».
«Литературная газета»
Слайд 4Биография.
отец — православный священник, мать — пианистка;
с 1893
по 1896 год посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в
Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью;
в этом же году записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума»;
Слайд 54 года спустя (т.е. в 1906 г.) становится социал-демократом и
принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогдп и встречает
свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965);
в 1906 Замятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. Однако в этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт;
во время I Мировой войны выступал с антивоенных интернационалистических позиций (интернационализм - международная солидарность рабочих и трудящихся различных стран, основанная на общности их положения и интересов);
Слайд 6 в 1914 году был привлечен к суду и сослан
в Кемь. В марте 1916, отбыв ссылку, был командирован в
Англию для участия в строительстве российских ледоколов. В сентябре 1917 года вернулся в Россию;
во время Гражданской войны в России критиковал политику большевистского правительства, оставаясь убежденным социалистом (социализм - экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности, а в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства).
Слайд 7 в частности, в марте 1919 года он вместе со
многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов,
Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время волнений рабочих на заводах Петрограда, спровоцированных левыми эсерами (эсер - член партии социалистов - революционеров).
после критической волны, последовавшей за публикацией в 1929 году в эмигрантской печати в сокращенном виде романа «Мы» (она привела к выходу из «Союза писателей» СССР и фактическому запрету публиковаться), пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу, и получает положительный ответ.
Слайд 8Скончался 10 марта 1937 года в Париже.
Похоронен на Парижском кладбище
в Тие.
Могила Евгения Замятина и его жены
Людмилы Замятиной
Слайд 9Творчество.
В 1908 году З. выходит из партии и пишет свой
первый рассказ — «Один».
Два года спустя начинающий автор преподает на
кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка».
В 1911 году З. высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть - «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе и Горького.
«На куличках» — следующая повесть Замятина — также получает хорошие оценки критиков (будет напечатана только после революции, до этого – запрещена).
Слайд 10Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где
он создает «Островитян» и «Ловца человеков».
Вернувшись, организовывает группу молодых писателей
«Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др.
Слайд 11«Серапионовы братья».
объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в
Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого
романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств», а затем в «Литературной студии» под руководством К. Чуковского, Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
Слайд 12Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось в «Литературной студии» 1 февраля
1921, от этого дня шло «серапионовское летосчисление». Почти сразу приём
новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе.
«Каноническим» составом группы считается следующий: Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Владимир Познер, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов.
Слайд 13Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская,
М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин.
Слайд 14Идейным и художественным руководителем «Серапионовых братьев» был Евгений Замятин.
В своих
декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало свою аполитичность.
Наиболее
полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья», подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом».
Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эсэр, а просто русский» (там же).
Слайд 15Партийная критика резко осуждала декларации «Серапионовых братьев» за их враждебность
пролетарской идеологии и нарочитую аполитичность.
Однако с самого своего возникновения объединение
не было однородным ни по политическим, ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства «Серапионовых братьев» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности.
Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев».
В итоге с 1923—1924 гг. объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания (хотя и не было официально распущено).
Слайд 16Творчество.
В 1920—1921 годах Замятин под влиянием фантастики Уэллса работает над
романом «Мы», который является одним из его главных произведений.
На решение
написать роман повлияла утопия, написанная тогдашними идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым.
В романе «Мы» инженер Д-503 описывает свою жизнь в городе-государстве под властью «Благодетеля».
Слайд 17В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей),
с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни
общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к уничтожению существующего в городе-государстве строя.
Слайд 18Роман «Мы» повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984»,
опубл. в 1949), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953)
и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932).
На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова.
В России роман впервые вышел лишь в 1988 году.
Слайд 19Что в итоге?
3амятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на
многих русских писателей.
Свой стиль он сам определял как «неореализм» (который
по сути был сатирическим, часто гротескным сюрреализмом).
В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
Слайд 20«Мы» (1920).
роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры. Действие разворачивается
приблизительно в XXXII веке.
Слайд 21Антиутопия.
направление в художественной литературе и кино, в узком смысле
— описание тоталитарного государства, в широком — любого общества, в
котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Слайд 22Антиутопия.
«В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной
революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются
не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека».
(«Философский словарь», 1981 г.)
Слайд 23Известные антиутопии.
Евгений Замятин — «Мы»;
Олдос Хаксли — «О дивный новый
мир»;
Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»;
Джером К. Джером — «Новая
утопия»;
Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»;
Джек Лондон — «Железная пята»;
Слайд 24Известные антиутопии.
Пьер Буль — «Планета обезьян»;
Иван Ефремов — «Час Быка»;
Энтони
Бёрджесс — «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»;
Рэй Бредбери — «451 градус
по Фаренгейту»;
Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»;
Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»;
Слайд 25«Заводной апельсин»
«451 градус по Фаренгейту»
Слайд 26Известные антиутопии.
Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град
Обреченный»;
Владимир Войнович — «Москва 2042»;
Курт Воннегут — «Механическое пианино, или
Утопия 14»;
Стивен Кинг — «Бегущий человек»;
Стивен Кинг (под псевдонимом Ричард Бахман) — «Долгая прогулка»;
Слайд 28Известные антиутопии.
Косюн Таками — «Королевская битва»;
Сьюзен Коллинз — «Голодные игры»;
Владимир
Набоков — «Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»;
Карел Чапек
— «Война с саламандрами»;
Татьяна Толстая — «Кысь»;
Анатоль Франс – «Остров пингвинов».
Слайд 31«Мы».
В романе описывается общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, в
котором научное знание признано наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором
взаимодействия человека с миром, а свободная человеческая воля, индивидуальность и фантазия отрицаются.
Имена и фамилии людей заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь.
Управляется это общество «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Слайд 32В Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли
его как злую карикатуру на социалистическое и коммунистическое общество будущего,
а в конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей.
Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году. Он повлиял на творчество Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949).
Слайд 33Домашнее задание.
Подготовить сообщение по одной из ранее упомянутых известных антиутопий
(можно
выбрать любую).
Слайд 35Используемый материал:
Замятин, Евгений Иванович
http://ru.wikipedia.org/wiki/Замятин,_Евгений_Иванович
Серапионовы братья
http://ru.wikipedia.org/wiki/Серапионовы_братья
Мы (роман)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мы_(роман)
Антиутопия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Антиутопия
Список антиутопий
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_антиутопий
Заводной апельсин
http://www.kinopoisk.ru/film/391/
Бегущий человек
http://www.kinopoisk.ru/film/5194/
Голодные игры
http://www.kinopoisk.ru/film/468581/