Слайд 2Он - раб, но мудрее свободных;
он некрасив, но лучше красавцев.
Бабий,
древнегреческий
поэт- баснописец
Слайд 3Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец, о котором не сохранилось почти
никаких сведений. По преданию, это был хромой раб родом из
Фригии – древней страны в северо-западной части Малой Азии. Древние греки произносили его имя иначе, чем мы: Айсопус.
Слайд 4О мудрости Эзопа слагались целые легенды, которые рассказывали о том,
что он намного превосходил разумом своих современников.
Он первый баснописец, имя
которого известно.
Слайд 5Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
Цель
басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
Мораль –
поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
Слайд 6Аллегория (от греческих слов «иной» и «говорю») – иносказание.
Суть аллегории
в том, что с помощью сравнения одного явления с другим
создается конкретный образ, раскрывающий какое-то понятие.
Слайд 7Проверь себя
Что такое басня? Из каких частей она состоит?
Что такое
мораль басни? Почему говорят, что басня обогащает
своих читателей?
Подумайте, чем басня
отличается
от сказки или
библейской притчи.
Слайд 9«Лисица и виноград»
Перескажите басню близко к тексту.
Найдите в тексте и
зачитайте мораль басни.
Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой
басни.
Какие аллегории использует Эзоп в басне «Лисица и виноград»?
Слайд 10«Отец и сыновья»
Расскажите, о чем эта басня.
На примере прочитанной басни
раскройте понятие «эзопов язык».
Слайд 11«Волк и ягненок»
Расскажите, какие недостатки раскрывает эта басня.
Какие аллегории использует
Эзоп в басне «Волк и ягненок»?
Слайд 12Докажите, что прочитанные произведения – басни.
Объясните, как вы понимаете выражение
«эзопов язык».
Какие вы знаете украинские басни, написанные на сюжеты басен
Эзопа?
Слайд 13Творческая работа: прочтите басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите
мораль каждой из них.
Собака и заяц
Охотничья собака поймала зайца и
то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: “Любезная, уж ты или не кусайся, или не целуйся, чтоб я знал, враг ты мне или друг.”
Слайд 14Творческая работа
Лисица и барс
Лисица и барс поспорили, кто красивее. Барс
на все лады хвалился своей испещренной узорами шкурой, но лиса
ему на это сказала: “Насколько
же я тебя красивее, раз у меня
не тело испещренное, а душа изощренная!”
Слайд 15Творческая работа
Кошка и куры
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись
куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и,
стоя у дверей, спросила
кур, как они себя чувствуют?
«Отлично! - сказали куры. – Но
только когда тебя нет
поблизости».
Слайд 16Творческая работа
Лягушки
Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где
бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них
предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала:
“А если и здесь вода пересохнет,
как нам оттуда выбраться?”
Слайд 17Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Слайд 19Диалог искусств
Эзоп.
Мраморный бюст, VI в. до н. э.
Д. Веласкес
“Эзоп”
Слайд 20Басни Эзопа в иллюстрациях Эрнеста Гризета
Слайд 21Басни Эзопа в иллюстрациях
В. Холлара
Слайд 22Сделайте выводы
Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?
Подготовьте сообщение
«Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»