Слайд 1Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание»
Слайд 2
"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь
ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком"
Ф.М. Достоевский
Слайд 3Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в
которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф.М. был
убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.
Слайд 4По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям
есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом
находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».
Слайд 5 «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия
всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее
счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».
Слайд 7Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
Слайд 8Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая
знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру
в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.
Слайд 9Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает
ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и
сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”.
Слайд 10Замечает ли
Раскольников
разницу между
своим
преступлением и
преступлением Сони?
Слайд 11Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила
нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит
ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою.
Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым.
На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все.
Слайд 13Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в
его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце
одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущностью
Слайд 14Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его
теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды
самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Слайд 16Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что
Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из
ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».