Слайд 1Фёдор Михайлович Достоевский
«Дневник писателя»
Слайд 2«Дневник писателя» Достоевского - это Слово духовного пастыря, к голосу
которого прислушиваются. Точка зрения писателя важна дли аудитории, так как
его предыдущие публикации (и художественные тексты) вызывали интерес читающей аудитории, дискуссии в общественных кругах. Можно говорить о действенности публицистики Достоевского, на опыте которого мы отчетливо видим взаимоотношения на уровне «автор - аудитория».
Русский писатель в публицистике всегда был фигурой знаковой, в условиях ограничения политических свобод литература и публицистика оставались едва ли не единственным пространством для высказывания. В ряду таких имен, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, A.C. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, без сомнения, стоит и имя Ф.М. Достоевского.
(11 ноября 1821 г -
28 января 1881 г)
Фёдор Михайлович Достоевский
Слайд 3Публицистика Достоевского дает редкий и выразительный, но, к сожалению. недостаточно
усвоенный урок многостороннего и предугадывающего понимания современной ему действительности. Пожалуй,
более чем кто-либо из русских писателей он пристально всматривался в эту действительность, когда в пореформенной России совместились "жизнь разлагающаяся" и "жизнь вновь складывающаяся", когда "все вверх дном на тысячу лет".
Писателя чрезвычайно озадачивало, что в эпоху "безалаберщины" и "великих обособлений" возникает "куча вопросов, страшная масса все новых, никогда не бывавших, до сих пор в народе неслыханных". Однако сложность "теперешнего момента" усугублялась в его представлении тем, что "каждый ответ родит еще по три новых вопроса, и пойдет это все crescendo.
Слайд 4В представлении Достоевского идеалы возникающей потребительской цивилизации далеко не безобидны
для нравственного состояния личности и направления исторического развития, поскольку укрепляют
в человеке "ожирелый эгоизм", делают его неспособным к жертвенной любви, потворствуют формированию разъединяющего людей гедонистического жизнепонимания. И тогда "чувство изящного обращается в жажду капризных излишеств и ненормальностей. Страшно развивается сладострастие. Сладострастие родит жестокость и трусость... Жестокость же родит усиленную, слишком трусливую заботу о самообеспечении.
Слайд 5Важное значение в публицистике Достоевского имеет критическое рассмотрение внедряемых в
социальное сознание репутаций различного рода деятелей, своеобразие которых заключается не
в высоком духовно-нравственном состоянии их души, а в привилегированном социальном положении, в достижениях ума и таланта. Перед условными лучшими людьми, как он их называл, преклоняются как 6ы по принуждению, в силу их социально-кастового авторитета, который меняет свои формы при перестройке конкретно-исторических обстоятельств.
Слайд 6 По наблюдению Достоевского, наступили такие времена, когда со всей
остротой и серьезностью встают проблемы честной неправды или искренней лжи,
то есть бессознательной подмены подлинных ценностей мнимыми, безотчетно укороченного, непродуманного до конца отношения к разным вопросам жизни. В результате люди теряют способность замечать, что затемнился идеал прекрасного и высокого, что извращается и коверкается понятие о добре и зле, что нормальность беспрерывно сменяется условностью, что простота и естественность гибнут, подавляемые беспрерывно накопляющеюся ложью.
Так, наивное приятие условными лучшими людьми своей условности за нечто безусловное, самоотождествление с играемой в обществе ролью придает их поведению невольный оттенок обманывающего актерства.
Слайд 7
Раскрывая сложный духовный мир человека, многоразличные движения его свободной воли,
Достоевский обнаруживал, что все они, направлены обычно к самосохранению, господству
и наслаждению.
И в бытовых, служебных, любовных взаимоотношениях людей, и во всеохватных принципах и идеях естественные гордо-эгоистические и агрессивно-гедонистические свойства человеческой природы, если их "натуральность" не пресечена и не подчинена действительно укорененному в бытии высочайшему идеалу, ведут потенциально и реально к самопревозношению разнородных личностей, к их разъединенности и вражде.
Слайд 8Без "великой нравственной мысли", т.е. без христианской веры, считал Достоевский,
невозможно нормальное развитие, гармоничный ум и жизнеспособность личности, государства, всего
человечества, поскольку только в ней человек постигает "всю разумную цель свою на земле" и осознает в себе "лик человеческий". Без обретения же смысловой полноты и высоты бытие человека оказывается неестественным и нелепым, связи его с различными проявлениями жизни становятся тоньше, а сама жизнь выливается в перекосы и катастрофы.
Слайд 9Подлинное преуспевание общества в самых разных областях неразрывно связано с
внутренним нравственным благоустроенном его граждан. Говоря, например, о возможном изменении
и оздоровлении чиновничьей деятельности, Достоевский подчеркивает, что оппозиция бюрократии бьет мимо цели: "Главного-то шагу и не видят... Сущность в воспитании нравственного чувства. В результате освобожденный от крепостной зависимости народ не имеет самостоятельности и духовной поддержки, поскольку в земстве, общине, суде присяжных и в других демократических формах общества "тянет к чему-то похожему на начальство".
Слайд 10Достоевский не сомневался, что нравственные начала являются основой всему, в
том числе и благополучию государства, хотя оно на первый взгляд
кажется зависимым от выигранных битв или хитроумной политики.
Для достойной и долговечной жизни народам и государствам, полагал писатель, необходимо свято хранить высокие идеалы, ибо "как только после времен и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности ее идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь се гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться... Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органично связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят! Сами же по себе никогда не являются, ибо, являясь, имеют лишь целью утоление нравственного стремления данной национальности, как и поскольку это нравственное стремление в ней сложилось" (I, 26, 166).
Слайд 11История показывала Достоевскому, что Россия сильна "идеей, завещанной ей рядом
веков", "всецелостью и духовной нераздельностью" народа, способного в годину суровых
испытаний проявить величайшую волю ради подвига великодушия. Дойдя "до последней черты, то есть когда уже идти некуда", русский народ преодолевал роковые раздоры и тяжелые страдания благодаря "единению нашего духа народного", без которого и политика, и наука, и техника, и оружие оказались бы беспомощными. Писатель призывал всемерно сохранять это единение не только в кризисные моменты истории, но и в повседневной жизни и не разменивать "великие мысли" на третьестепенные соображения.
Слайд 12Вообще следует подчеркнуть, что в своих публицистических статьях писатель рассматривает
вопросы литературы, как и все другие, в нравственной доминанте, неразрывной
связи с социальными и насущными проблемами жизни. Искусство представляет для него своеобразный сгусток человеческой деятельности, не только концентрированно отображающий в себе типичные процессы в обществе, но и освещающий их высоким духовным светом. "Искусство, то есть истинное искусство, именно и развивается потому во время долгого мира, что идет вразрез с грузным и порочным усыплением душ, и, напротив, созданиями своими, всегда в эти периоды, взывает к идеалу, рождает протест и негодование, волнует общество и нередко заставляет страдать людей, жаждущих проснуться и выйти из зловонной ямы" (I, 25, 102).
Слайд 13В представлении Достоевского выбор пути всего человечества неотделим от самоопределения
отдельной личности. Ведь линия, разделяющая добро и зло, проходит "не
за морем где-нибудь"", "не в вещах", "не вне тебя", а через все человеческие сердца, через каждое сердце. И публицистика великого русского писателя приглашает читателя заглянуть поглубже в свою душу и непредубежденно посмотреть на свои дела, чтобы определить, куда направлены растрачиваемые нами силы, - идут ли они на "самоукорачивание", превращение человека в "скотский образ раба" или на "самоудлинение", восстановление в человеке "образа человеческого".
Слайд 14Бичуя бесов либерализма и социализма, Достоевский видел в идеях коммунистической
революции “начала антихристовы, дух приближения ига князя мира сего, воплощенного
в иудейских вождях”. Социализм с его соблазном (а фактически обманом) создания земного царства блаженства есть религия антихриста, стремление уничтожить Христианскую цивилизацию. И социализм, и капитализм были для Достоевского не противоположными началами, а лишь двумя формами одного и того же — сатанинского — стремления к упоению земными благами.
Ф. М. Достоевский о революции, капитализме, социализме и евреях
Слайд 15Тишина продолжалась, и вдруг я ощутил у виска, у волос
моих, холодное прикосновение железа. Вы спросите: твердо ли я надеялся,
что спасусь? Отвечу вам, как перед Богом: не имел никакой надежды, кроме разве одного шанса из ста. Для чего же принимал смерть? А я спрошу: на что мне была жизнь после револьвера, поднятого на меня обожаемым мною существом? Кроме того, я знал всей силой моего существа, что между нами в это самое мгновение идет борьба, страшный поединок на жизнь и смерть, поединок вот того самого вчерашнего труса, выгнанного за трусость товарищами. Я знал это, и она это знала, если только угадала правду, что я не сплю.
Достоевский о смерти и самоубийстве
Слайд 16Детская тема даёт наглядное представление публицистической работы автора. Присутствуя на
рождественской елке в клубе художников, Достоевский внимательно всматривается в лица
и манеры, изучает психологию мальчиков и девочек разного возраста. Но его наиконкретнейшие наблюдения тотчас же вырастают до проницательных размышлений об облегченной педагогике, «обжорливой младости», «праве на бесчестье». Одновременно он не может не сравнивать поведение так называемых благополучных подростков с судьбами их обездоленных сверстников, живущих среди пьянства и разврата, гибнущих от голода и лишений. Писатель посещает воспитательный дом, колонию малолетних преступников, просиживает целыми днями на судебных заседаниях, где защищают интересы детей.
Слайд 17Рассуждения о внешней политике: о неприемлемости усиления милитаризма бисмарковской Германии,
о коварстве правительственных действий Англии и Австрии и, в первую
очередь, о необходимости деятельной помощи России угнетенным славянам.
В 1875–1876 годах Герцеговина и Босния, а затем Болгария и Сербия восстали против турецкого ига. Государственные власти, испытывая давление европейской дипломатии, поначалу не решались выступить открыто на стороне восставших. В обществе же разрасталось добровольческое движение, в котором приняли участие представители всех сословий. Большую роль в этом движении играл славянский благотворительный комитет, организованный для помощи братским народам. Его членом был и Достоевский, неустанно призывавший со страниц «Дневника» к активной поддержке национально-освободительной борьбы славян и последовательно освещавший ее развитие.
Слайд 18Дневник писателя - это диалог Ф.М. Достоевского с Россией, с
народом ее, с самим собой, с русским прошлым и настоящим.
А также - с мировой культурой, шире - с Западом - по всем аспектам современности, которые беспокоили художника. Важно подчеркнуть, что этот диалог постоянно подпитывался актуальными проблемами дня.
Факт (положение детей, участившиеся самоубийства, Восточный вопрос) - повод для попытки решения животрепещущих проблем. И все это -в живом разговоре с аудиторией, мгновенный отклик на ее возражения, недоумения, подсказки.Нельзя не обратить внимание на усиливающееся на страницах «Дневника» трагическое мироощущение писателя. Великие романы Достоевского второй половины 60-х - 70-х годов пронизаны этим мироощущением. В них налицо - движение героев от жизни к смерти.
Слайд 19Это -романы - катастрофы. Ощущение надвигающейся на страну катастрофы присуще и
«Дневнику писателя». Именно поэтому нарастает в выпусках «Дневника» активное проповедническое
начало: писателю хочется уже не достучаться до сердец своих современников, а докричаться до них. Именно поэтому из выпусков 1877 года почти исчезает неторопливая беллетризация фактов, а выступления писателя носят все более очевидный социологический характер.
«Я» как повествовательная маска уступает место «я -биографическому».
Очевидно, что "Дневник писателя" – это выдающееся произведение в отечественной литературе XIX века.