Разделы презентаций


Формирование культурологических компетенций на уроках литературы

Содержание

Актуальность проблемыСовременная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование культурологических компетенций на уроках литературы

Формирование культурологических компетенций на уроках литературы

Слайд 2Актуальность проблемы

Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно

богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление

российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.В стандарте представлено содержание, направленное на формирование данной компетенции, но его явно недостаточно. Анализ научной литературы по исследовательской проблеме, изучение уровня сформированности  культурологической компетенции школьников показали, что высоким уровнем данной компетенции владеет только незначительная часть учащихся. Для других характерен низкий и средний уровень. Современная школа превращает ученика в «ходячий справочник», но мало способствуют развитию его личности и Личности в целом.   Школа будущего предусматривает воспитание «человека в культуре» и «человека культуры». Следовательно, необходима организация специальной работы по формированиюкультурологической компетенции в процессе изучения литературы.

Актуальность проблемыСовременная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на

Слайд 3 Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которое

позволяет:
- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
- быть широко образованным, иметь

познания в разнообразных областях науки и искусства;
- понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
- быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли.
Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которое позволяет:- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;- быть

Слайд 4Цель работы

Задачи
Исследовать основные способы формирования культурологической компетенции на уроках литературы;
Разработать

систему уроков
Продумать формы анализа эффективности реализованного педагогического опыта.

– выявление оптимальной

формы формирования культурологической компетенции на уроках литературы.


Цель работыЗадачиИсследовать основные способы формирования культурологической компетенции на уроках литературы;Разработать систему уроковПродумать формы анализа эффективности реализованного педагогического

Слайд 5Теоретическая база
Методологическую основу исследования составляют труды:
по проблемам школьного анализа, типологии

современного урока таких ученых, как О.Ю. Богданова, Е.Н. Колокольцев, В.Г.

Маранцман, М.В. Черкезова;
литературоведов, занимающихся исследованием художественного произведения как эстетической ценности и методологией литературоведческого анализа, - С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский;
философов и культурологов, посвятивших свои труды проблемам духовной и национальной культуры, - В.С. Библер, Г.Д. Гачев, М.С. Каган;
педагогов и психологов, исследовавших проблемы развивающего обучения и духовного общения, - И.Е. Берлянд, В.П. Зинченко, С.Ю. Курганов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский.


Теоретическая базаМетодологическую основу исследования составляют труды:по проблемам школьного анализа, типологии современного урока таких ученых, как О.Ю. Богданова,

Слайд 6Методы и приёмы при изучении культурного аспекта произведения
• Работа учащихся

с комментариями к художественному произведению.  • Создание учащимися историко-культурного комментария к

произведению.  • Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.  • Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.  • Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.  • Сопоставление произведений разных видов искусств.  • Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху».  • Виртуальные экскурсии.  • Интегрированные задания и проекты. 
Методы и приёмы при изучении культурного аспекта произведения• Работа учащихся с комментариями к художественному произведению.  • Создание

Слайд 7Классификация уроков в зависимости от приемов анализа художественного произведения
1 Сопоставление произведений,

относящихся к разным видам искусства.
Урок « Смысл финала комедии «

Ревизор»»

Страшное раздробление жизни преодолевается страхом смерти

или страхом разоблачения

Классификация уроков в зависимости от приемов анализа художественного произведения1 Сопоставление произведений, относящихся к разным видам искусства.Урок «

Слайд 8 2Виртуальная экскурсия





Урок « Чиновники на приеме у ревизора»
Класс

разбивается на группы, объявляется маршрут поездки регламентируется время подготовки. Одна

группа – это пассажиры коляски, следующей от остановки к остановке («Почта», «Городская больница» и т.д.). На каждой остановке экскурсанты задают вопросы «служащим». В конце урока оформляется вывод: картина города N. Таким образом, у учащихся на уроке должно сформироваться представление об общественной жизни и управлении и общности интересов чиновников. 
2Виртуальная экскурсия Урок « Чиновники на приеме у ревизора»Класс разбивается на группы, объявляется маршрут поездки регламентируется

Слайд 93 Чтение с остановками ( культурологический комментарий)
Урок в 8 классе

« Пушкин в Петербурге»

Урок строится по принципу технологии развития критического

мышления.
Ученики, работая по группам, составляют в тетради культурологический комментарий в форме таблицы:
1 группа: имена;
2 группа: топонимы, памятники архитектуры города;
3 группа: слова с семантикой исторического времени, особо отмечаются слова с неизвестным лексическим

3 Чтение с остановками ( культурологический комментарий)Урок в 8 классе « Пушкин в Петербурге»Урок строится по принципу

Слайд 104Урок « Погружение в эпоху»

Урок « Историческая основа комедии

«Ревизор»»

1 Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии “Ревизор”.
2 Основная часть

урока – работа с историческими источниками
3 Следующий этап – погружение в историю.
4 Рефлексия

4Урок « Погружение в эпоху» Урок « Историческая основа комедии «Ревизор»»1 Завязка урока – демонстрация премьерной афиши

Слайд 11
5 Технология освоения концептов русской культуры

Урок « Откуда растет

обида? ( по рассказу Набокова « Обида»)
1 Работа со словарем:

обида оскорбление
2 Работа с текстом : назовите основную идею чувства обиды. Как она сформулирована в тексте? Подчеркните ключевое предложение.
Обида несправедливость (За что? Что я такого сделал?)
3 Работа с этимологическим словарём : об-видеть , об- означает «вокруг, огибая, минуя. Русская обида, таким образом, выросла из идеи «обделить взглядом».
4 Работа с карточками : русский язык знает, что обиду глотают Путя – (обиделся, переглотнул, оскорбился) и неуверенно направился к дому, помахивая зеленой палочкой и стараясь сдержать слезы.






5 Технология освоения концептов русской культурыУрок « Откуда растет обида? ( по рассказу Набокова « Обида»)1

Слайд 12Применение ИКТ технологий

Применение ИКТ технологий

Слайд 13Применение ИКТ технологий

Применение ИКТ технологий

Слайд 14Применение ИКТ технологий

Применение ИКТ технологий

Слайд 16Проектная деятельность
Внеурочная деятельность « Волшебный мир Сказки»




Проект « Сказки Нижегородской области»
1 Поисковая деятельность
2

Работа с родителями
3 Исследовательская деятельность
4 Применение ИКТ технологий

Проектная деятельностьВнеурочная деятельность « Волшебный мир Сказки»       Проект « Сказки Нижегородской

Слайд 17Выводы
1 Внедрение культурологического аспекта преподавания литературы в школе способствует плодотворному вхождению учащихся

в контекст культуры через реализацию основных его направлений, обеспечивающих формирование

ценностно-мировоззренческого стержня личности учащихся.
2 Культурологический аспект преподавания обеспечивает духовно-личностную ориентацию школьного урока литературы, формирует у учащихся систему ценностных представлений о мире и человеке, которые становятся для них мировоззренческими ориентирами. Ценностные представления и ориентации формируются в процессе духовного общения
3 . Культурологический аспект преподавания литературы в школе создает необходимые условия для организации особого диалога, на котором происходит постижение и обогащение учащимися нравственных и духовных ценностей.

Выводы1 Внедрение культурологического аспекта преподавания литературы в школе способствует плодотворному вхождению учащихся в контекст культуры через реализацию основных его

Слайд 18Транслируемость опыта
1 Все уроки, представленные в работе, были показаны мною

на открытых школьных мероприятиях.
2 Участие во всероссийской конференции с международным

участием « Этнокультурное образование: опыт и перспективы». ( Саранск, 2014 год)

Транслируемость опыта1 Все уроки, представленные в работе, были показаны мною на открытых школьных мероприятиях.2 Участие во всероссийской

Слайд 19Литература
Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века /

В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. –

Кемерово, 1993. – С. 67 – 74.
Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы.- М., Просвещение. Владос

Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изуче- нию словесности в школе / В.А. Доманский. – М., 2002
Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда / Д.С. Лихачев // Новый мир. – 1994. – № 8. – С.3-6.
Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лот- ман // Избранные статьи в трех томах. – Т. 1. – Таллин, 1992
ЛитератураБиблер В. С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика