Слайд 1Формирование культурологических компетенций на уроках литературы
Слайд 2Актуальность проблемы
Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно
богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление
российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.В стандарте представлено содержание, направленное на формирование данной компетенции, но его явно недостаточно. Анализ научной литературы по исследовательской проблеме, изучение уровня сформированности культурологической компетенции школьников показали, что высоким уровнем данной компетенции владеет только незначительная часть учащихся. Для других характерен низкий и средний уровень. Современная школа превращает ученика в «ходячий справочник», но мало способствуют развитию его личности и Личности в целом. Школа будущего предусматривает воспитание «человека в культуре» и «человека культуры». Следовательно, необходима организация специальной работы по формированиюкультурологической компетенции в процессе изучения литературы.
Слайд 3 Под «культурологической компетенцией» следует понимать такое качество личности, которое
позволяет:
- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;
- быть широко образованным, иметь
познания в разнообразных областях науки и искусства;
- понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;
- быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли.
Слайд 4Цель работы
Задачи
Исследовать основные способы формирования культурологической компетенции на уроках литературы;
Разработать
систему уроков
Продумать формы анализа эффективности реализованного педагогического опыта.
– выявление оптимальной
формы формирования культурологической компетенции на уроках литературы.
Слайд 5Теоретическая база
Методологическую основу исследования составляют труды:
по проблемам школьного анализа, типологии
современного урока таких ученых, как О.Ю. Богданова, Е.Н. Колокольцев, В.Г.
Маранцман, М.В. Черкезова;
литературоведов, занимающихся исследованием художественного произведения как эстетической ценности и методологией литературоведческого анализа, - С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский;
философов и культурологов, посвятивших свои труды проблемам духовной и национальной культуры, - В.С. Библер, Г.Д. Гачев, М.С. Каган;
педагогов и психологов, исследовавших проблемы развивающего обучения и духовного общения, - И.Е. Берлянд, В.П. Зинченко, С.Ю. Курганов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский.
Слайд 6Методы и приёмы при изучении культурного аспекта произведения
• Работа учащихся
с комментариями к художественному произведению.
• Создание учащимися историко-культурного комментария к
произведению.
• Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.
• Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.
• Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.
• Сопоставление произведений разных видов искусств.
• Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху».
• Виртуальные экскурсии.
• Интегрированные задания и проекты.
Слайд 7Классификация уроков в зависимости от приемов анализа
художественного произведения
1 Сопоставление произведений,
относящихся к разным видам искусства.
Урок « Смысл финала комедии «
Ревизор»»
Страшное раздробление жизни преодолевается страхом смерти
или страхом разоблачения
Слайд 8 2Виртуальная экскурсия
Урок « Чиновники на приеме у ревизора»
Класс
разбивается на группы, объявляется маршрут поездки регламентируется время подготовки. Одна
группа – это пассажиры коляски, следующей от остановки к остановке («Почта», «Городская больница» и т.д.). На каждой остановке экскурсанты задают вопросы «служащим». В конце урока оформляется вывод: картина города N. Таким образом, у учащихся на уроке должно сформироваться представление об общественной жизни и управлении и общности интересов чиновников.
Слайд 93 Чтение с остановками ( культурологический комментарий)
Урок в 8 классе
« Пушкин в Петербурге»
Урок строится по принципу технологии развития критического
мышления.
Ученики, работая по группам, составляют в тетради культурологический комментарий в форме таблицы:
1 группа: имена;
2 группа: топонимы, памятники архитектуры города;
3 группа: слова с семантикой исторического времени, особо отмечаются слова с неизвестным лексическим
Слайд 104Урок « Погружение в эпоху»
Урок « Историческая основа комедии
«Ревизор»»
1 Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии “Ревизор”.
2 Основная часть
урока – работа с историческими источниками
3 Следующий этап – погружение в историю.
4 Рефлексия
Слайд 11
5 Технология освоения концептов русской культуры
Урок « Откуда растет
обида? ( по рассказу Набокова « Обида»)
1 Работа со словарем:
обида оскорбление
2 Работа с текстом : назовите основную идею чувства обиды. Как она сформулирована в тексте? Подчеркните ключевое предложение.
Обида несправедливость (За что? Что я такого сделал?)
3 Работа с этимологическим словарём : об-видеть , об- означает «вокруг, огибая, минуя. Русская обида, таким образом, выросла из идеи «обделить взглядом».
4 Работа с карточками : русский язык знает, что обиду глотают Путя – (обиделся, переглотнул, оскорбился) и неуверенно направился к дому, помахивая зеленой палочкой и стараясь сдержать слезы.
Слайд 16Проектная деятельность
Внеурочная деятельность « Волшебный мир Сказки»
Проект « Сказки Нижегородской области»
1 Поисковая деятельность
2
Работа с родителями
3 Исследовательская деятельность
4 Применение ИКТ технологий
Слайд 17Выводы
1 Внедрение культурологического аспекта преподавания литературы в школе способствует плодотворному вхождению учащихся
в контекст культуры через реализацию основных его направлений, обеспечивающих формирование
ценностно-мировоззренческого стержня личности учащихся.
2 Культурологический аспект преподавания обеспечивает духовно-личностную ориентацию школьного урока литературы, формирует у учащихся систему ценностных представлений о мире и человеке, которые становятся для них мировоззренческими ориентирами. Ценностные представления и ориентации формируются в процессе духовного общения
3 . Культурологический аспект преподавания литературы в школе создает необходимые условия для организации особого диалога, на котором происходит постижение и обогащение учащимися нравственных и духовных ценностей.
Слайд 18Транслируемость опыта
1 Все уроки, представленные в работе, были показаны мною
на открытых школьных мероприятиях.
2 Участие во всероссийской конференции с международным
участием « Этнокультурное образование: опыт и перспективы». ( Саранск, 2014 год)
Слайд 19Литература
Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века /
В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. –
Кемерово, 1993. – С. 67 – 74.
Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы.- М., Просвещение. Владос
Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изуче- нию словесности в школе / В.А. Доманский. – М., 2002
Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда / Д.С. Лихачев // Новый мир. – 1994. – № 8. – С.3-6.
Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лот- ман // Избранные статьи в трех томах. – Т. 1. – Таллин, 1992