Слайд 1
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени» - первый в русской
прозе
.
«Довольно людей кормили
сластями; у
них от этого
испортился желудок:
нужны горькие лекарства,
едкие истины»
М. Ю. Лермонтов
Слайд 2История создания романа
В журнале «Отечественные записки» опубликованы:
1839 г. –
«Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист»
начало 1840 г.
– «Тамань»
апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»
1841 г. – Предисловие ко всему роману (2-е издание)
Слайд 3 «Герой нашего времени» – это «история души
человеческой».
Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально
значимо.
Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям , история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной
всем рассказанным смерти от нечего делать,
от его ненужности кому бы то ни было и
себе самому.
Слайд 5 Сюжет – события в том порядке, в котором о
них сообщает автор.
Фабула – совокупность событий в их естественном
хронологическом порядке.
сюжет фабула
1. Предисловие к роману 1. Предисловие к «Журналу Печорина»
2. «Бэла» 2. «Тамань»
3. «Максим Максимыч» 3. «Княжна Мери»
4. Предисловие к «Журналу 4. «Фаталист»
Печорина»
5. «Тамань» 5. «Бэла»
6. «Княжна Мери» 6. «Максим Максимыч»
7. «Фаталист» 7. Предисловие к роману
Слайд 6Такое построение дает автору возможность:
максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
проследить историю его внутренней жизни;
образ Печорина раскрывается двояко: с
точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;
при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию
Слайд 7Повествователи в романе
Максим Максимыч: излагает внешние события, при этом не
понимая Печорина.
Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен
сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны.
Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.
Слайд 8Жанры составляющих частей романа
«Бэла» и «Княжна Мери» - повести.
«Тамань»– новелла.
«Максим
Максимыч» и «Фаталист» – рассказы.
Повесть – литературный
жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя.
Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой.
Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Слайд 9Система «двойников» в романе
Грушницкий
Печорин
Вернер
позёр, шут трагическая , циник
страдающая
фигура
Слайд 10Эволюция героя
Печорин полон жизни,
энергии, способен «Тамань»
на сочувствие
Активно добивается цели, «Княжна Мери»
сострадает.
Ищет спасения в любви, «Бэла»
добивается, но…
Не дорожит ни своей, «Фаталист»
ни чужой жизнью.
Не способен на элементарное «Максим Максимыч»
движение к человеку
«… и умер где-то в Персии»