Разделы презентаций


Гласные и согласные звуки

Содержание

ТемаГласные и согласные звуки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка
5 класс
МБОУ «СОШ №10»
Учитель: Волкова И.Г.

Урок русского языка5 классМБОУ «СОШ №10»Учитель: Волкова И.Г.

Слайд 2Тема


Гласные и согласные звуки

ТемаГласные и согласные звуки

Слайд 3Цель

Создать условия для обогащения устной речи учащихся через изучение образования

звуков речи и способов отличия гласных звуков от согласных

ЦельСоздать условия для обогащения устной речи учащихся через изучение образования звуков речи и способов отличия гласных звуков

Слайд 4Личностные задачи
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Личностные задачиформирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Слайд 5Метапредметные задачи
1.Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
2. Умение

оценивать правильность выполнения учебной задачи;
3. Умение строить логические рассуждения, умозаключения.
Метапредметные задачи1.Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий

Слайд 6Развивающие задачи

1. Расширение и систематизация научных знаний о языке в

разделе «Фонетика»
2. Совершенствование различных видов речевой деятельности

Развивающие задачи1. Расширение и систематизация научных знаний о языке в разделе «Фонетика»2. Совершенствование различных видов речевой деятельности

Слайд 7Содержание


Этапы урока

СодержаниеЭтапы урока

Слайд 8Проверка домашнего задания
Устные ответы на тестовые вопросы.
1.Лингвистика – это наука…
А)

о языке,
Б) о словах,
В) о буквах,
Г) о текстах

2. Фонетика изучает…
А)

звуки,
Б) звуки речи,
В) звуки живой природы,
Г) звуки неживой природы
Проверка домашнего заданияУстные ответы на тестовые вопросы.1.Лингвистика – это наука…А) о языке,Б) о словах,В) о буквах,Г) о

Слайд 9Проверка домашнего задания
3.Специальной фонетической записью называется
А) фонетика,
Б) языкознание,
В) транскрипция,
Г) графика.

4.

Основной знак мягкости согласного в транскрипции
А) точка,
Б) многоточие,
В) кавычки,
Г) запятая.

Проверка домашнего задания3.Специальной фонетической записью называетсяА) фонетика,Б) языкознание,В) транскрипция,Г) графика.4. Основной знак мягкости согласного в транскрипцииА) точка,Б)

Слайд 10Актуализация
Послушайте стихотворение Б.Заходера «Кувиканье». Объясните, как вы понимаете
смысл последней

строфы. Согласны ли вы с поэтом? Как бы вы ответили

на поставленные в стихотворении вопросы?
Кувиканье.
Зачем они чирикают,
Мычат, рычат, мурлыкают,
Пищат, щебечут, лают
И даже завывают?

Бебекают, мемекают,
То ржут, то кукарекуют,
Жужжат, визжат, клекочут,
Гогочут и стрекочут.
Зачем?

Зачем они воркуют,
Кукуют и токуют,
Пипинькают, ворчат
И по сучкам стучат?

…То хрюкают, то крякают,





Кувикают и вякают,
Свистят, трубят, ревут –
Пока они живут…

Все эти звуки с давних пор
Им заменяют разговор.
Им?
А по времена – и нам!
(Б.Заходер)



АктуализацияПослушайте стихотворение Б.Заходера «Кувиканье». Объясните, как вы понимаете смысл последней строфы. Согласны ли вы с поэтом? Как

Слайд 11Актуализация проблемы
Возможно ли прочитать данную запись?

А а е - о

о о и , о о е е

а у и

к к р чь – т г в р т, сл вн р ч ньк ж рч т

Почему?

(А как речь-то говорит, словно реченька журчит).

Дополнительный вопрос: откуда эти строки, кто автор? (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Актуализация проблемыВозможно ли прочитать данную запись?А а е - о о о и ,  о о

Слайд 12Освоение нового знания
Изучение теории («Гласные и согласные звуки») по материалам

учебника.
Составление таблицы, куда выписываются основные положения:
+ я это знал
я этого

не знал
! Это меня удивило
? Хотел бы узнать подробнее

Анализ полученных результатов

Освоение нового знанияИзучение теории («Гласные и согласные звуки») по материалам учебника.Составление таблицы, куда выписываются основные положения:+ я

Слайд 13Работа в парах
Взаимопроверка.
Охарактеризуйте согласные звуки (упражнение №5) по плану:
1.твердый

или мягкий, парный или непарный;
2. звонкий или глухой, парный или

непарный
Работа в парахВзаимопроверка.Охарактеризуйте согласные звуки  (упражнение №5) по плану:1.твердый или мягкий, парный или непарный;2. звонкий или

Слайд 14Групповая работа
1 группа «Биологи»
С помощью предложенного текста и схемы (упражнение

№17) составьте вторичный текст об органах, которые участвуют в образовании

звуков речи
Групповая работа1 группа «Биологи»С помощью предложенного текста и схемы (упражнение №17) составьте вторичный текст об органах, которые

Слайд 15Приложение (текст 1 группы)


Органы речи – это легкие, гортань, голосовые

связки, полости носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются

только при выдыхании. Выдох делается легкими. Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки – это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани ( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук. Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а так же согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают. Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа. В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении а, о, у, и. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: п-б, г-к (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: с-з, ш-ж (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно (л), или заставляет дрожать кончик языка (р).
Приложение (текст 1 группы)Органы речи – это легкие, гортань, голосовые связки, полости носа и рта, язык, губы.

Слайд 16Групповая работа
2 группа «Словесники»
Определите, какими звуками различаются слова каждой пары.

Дополните перечень своими примерами. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука.

Стал

– сталь, лук – люк, нос – нес, чайка – майка, край – кран, шест – шесть, удар – ударь, мал – мял.
Групповая работа2 группа «Словесники»Определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Дополните перечень своими примерами. Сделайте вывод о

Слайд 17Групповая работа
3 группа «Англичане»
4 группа «Немцы»


Какие звуки русского языка отсутствуют

в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?
А

каких звуков иностранного языка нет в русском?
Выскажите свое суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом.
Групповая работа3 группа «Англичане»4 группа «Немцы»Какие звуки русского языка отсутствуют в том иностранном языке, который вы изучаете

Слайд 18Групповая работа
5 группа «Математики»


Сосчитать количество звонких согласных, глухих согласных, твердых

согласных, мягких согласных, гласных звуков в предложенных высказываниях о говорении.

Групповая работа5 группа «Математики»Сосчитать количество звонких согласных, глухих согласных, твердых согласных, мягких согласных, гласных звуков в предложенных

Слайд 19Приложение (группа №5)
Высказывания о говорении.


Кушать варенье, а слушать говоренье.
Говори с

другими поменьше, а с собою больше.
Говорить без дела, что на

воде писать.
Говоря про чужих, услышишь и про своих.
Говорят на обум, а ты бери на ум.
Приложение (группа №5)Высказывания о говорении.Кушать варенье, а слушать говоренье.Говори с другими поменьше, а с собою больше.Говорить без

Слайд 20Групповая работа
6 группа «Музыканты»

Задание: пропеть на мотив любимой песни гласные

звуки
(а, о, у, и, э, ы)

Групповая работа6 группа «Музыканты»Задание: пропеть на мотив любимой песни гласные звуки (а, о, у, и, э, ы)

Слайд 21Анализ групповой работы
Слушаем ответы – монологи учащихся, анализируем, оцениваем («Немцы»

- «Англичан», «Биологи» – «Математиков», «Словесники» – «Музыкантов» и наоборот).
Каждая

группа готовит «Сиквейн».
Анализ групповой работыСлушаем ответы – монологи учащихся, анализируем, оцениваем («Немцы» - «Англичан», «Биологи» – «Математиков», «Словесники» –

Слайд 22Пример «Сиквейна»
2 группа «Словесники»

Звук
Согласный, гласный
Произносится, озвончается, оглушается
«Что ни звук,

то и подарок…» (Гоголь Н.В.)
фонетика

Пример «Сиквейна» 2 группа «Словесники»ЗвукСогласный, гласныйПроизносится, озвончается, оглушается«Что ни звук, то и подарок…» (Гоголь Н.В.)фонетика

Слайд 23Подведение итогов
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто

из них важнее.
-Конечно, мы важнее! – закричали гласные. –

Без нас никто и рта не раскроет!
-Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. – Попробуйте – ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
-А вот и получится! Например, М.
-Разве только одно М, больше ничего!
-И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
-Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
-…о…е…и…а, - пропели гласные и смущенно умолкли.
Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это фонетика.
-Ну допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, елка, если.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Подведение итоговПоспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее. -Конечно, мы важнее! –

Слайд 24Домашнее задание
Вариативность:
1.Выполните самостоятельную работу №1 в рабочей тетради «Проверь себя»

(Л.В.Прохватилина)
2. Запишите по 2 словарных слова на каждый звук речи

(А: арбуз, ананас) Пользуйтесь словариком в «Справочных материалах»
3. Подберите по 2 слова, в которых бы звук А обозначался бы буквами А, Я, О; подберите по 2 слова, в которых буквой Г обозначались бы звуки Г (твердый), Г (мягкий), К, Х, В.
4.Выполните тест №1 в рабочей тетради «ЕГЭ: шаг за шагом» (Л.Г.Ларионова)
5. Объясните смысл одной из пословиц, с которыми работала группа «Математиков».
Домашнее заданиеВариативность:1.Выполните самостоятельную работу №1 в рабочей тетради «Проверь себя» (Л.В.Прохватилина)2. Запишите по 2 словарных слова на

Слайд 25Рефлексия
Ребята по кругу (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…

понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось…
-я смог…
-я попробую…
-меня удивило…
-мне захотелось…
РефлексияРебята по кругу (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:-сегодня я

Слайд 26Самооценка
Анкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку

урока.

СамооценкаАнкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика