Слайд 1Урок русского языка
5 класс
МБОУ «СОШ №10»
Учитель: Волкова И.Г.
Слайд 2Тема
Гласные и согласные звуки
Слайд 3Цель
Создать условия для обогащения устной речи учащихся через изучение образования
звуков речи и способов отличия гласных звуков от согласных
Слайд 4Личностные задачи
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности
Слайд 5Метапредметные задачи
1.Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
2. Умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
3. Умение строить логические рассуждения, умозаключения.
Слайд 6Развивающие задачи
1. Расширение и систематизация научных знаний о языке в
разделе «Фонетика»
2. Совершенствование различных видов речевой деятельности
Слайд 8Проверка домашнего задания
Устные ответы на тестовые вопросы.
1.Лингвистика – это наука…
А)
о языке,
Б) о словах,
В) о буквах,
Г) о текстах
2. Фонетика изучает…
А)
звуки,
Б) звуки речи,
В) звуки живой природы,
Г) звуки неживой природы
Слайд 9Проверка домашнего задания
3.Специальной фонетической записью называется
А) фонетика,
Б) языкознание,
В) транскрипция,
Г) графика.
4.
Основной знак мягкости согласного в транскрипции
А) точка,
Б) многоточие,
В) кавычки,
Г) запятая.
Слайд 10Актуализация
Послушайте стихотворение Б.Заходера «Кувиканье». Объясните, как вы понимаете
смысл последней
строфы. Согласны ли вы с поэтом? Как бы вы ответили
на поставленные в стихотворении вопросы?
Кувиканье.
Зачем они чирикают,
Мычат, рычат, мурлыкают,
Пищат, щебечут, лают
И даже завывают?
Бебекают, мемекают,
То ржут, то кукарекуют,
Жужжат, визжат, клекочут,
Гогочут и стрекочут.
Зачем?
Зачем они воркуют,
Кукуют и токуют,
Пипинькают, ворчат
И по сучкам стучат?
…То хрюкают, то крякают,
Кувикают и вякают,
Свистят, трубят, ревут –
Пока они живут…
Все эти звуки с давних пор
Им заменяют разговор.
Им?
А по времена – и нам!
(Б.Заходер)
Слайд 11Актуализация проблемы
Возможно ли прочитать данную запись?
А а е - о
о о и , о о е е
а у и
к к р чь – т г в р т, сл вн р ч ньк ж рч т
Почему?
(А как речь-то говорит, словно реченька журчит).
Дополнительный вопрос: откуда эти строки, кто автор? (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Слайд 12Освоение нового знания
Изучение теории («Гласные и согласные звуки») по материалам
учебника.
Составление таблицы, куда выписываются основные положения:
+ я это знал
я этого
не знал
! Это меня удивило
? Хотел бы узнать подробнее
Анализ полученных результатов
Слайд 13Работа в парах
Взаимопроверка.
Охарактеризуйте согласные звуки (упражнение №5) по плану:
1.твердый
или мягкий, парный или непарный;
2. звонкий или глухой, парный или
непарный
Слайд 14Групповая работа
1 группа «Биологи»
С помощью предложенного текста и схемы (упражнение
№17) составьте вторичный текст об органах, которые участвуют в образовании
звуков речи
Слайд 15Приложение (текст 1 группы)
Органы речи – это легкие, гортань, голосовые
связки, полости носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются
только при выдыхании. Выдох делается легкими. Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки – это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани ( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук. Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а так же согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают. Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа. В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении а, о, у, и. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: п-б, г-к (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: с-з, ш-ж (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно (л), или заставляет дрожать кончик языка (р).
Слайд 16Групповая работа
2 группа «Словесники»
Определите, какими звуками различаются слова каждой пары.
Дополните перечень своими примерами. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука.
Стал
– сталь, лук – люк, нос – нес, чайка – майка, край – кран, шест – шесть, удар – ударь, мал – мял.
Слайд 17Групповая работа
3 группа «Англичане»
4 группа «Немцы»
Какие звуки русского языка отсутствуют
в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?
А
каких звуков иностранного языка нет в русском?
Выскажите свое суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом.
Слайд 18Групповая работа
5 группа «Математики»
Сосчитать количество звонких согласных, глухих согласных, твердых
согласных, мягких согласных, гласных звуков в предложенных высказываниях о говорении.
Слайд 19Приложение (группа №5)
Высказывания о говорении.
Кушать варенье, а слушать говоренье.
Говори с
другими поменьше, а с собою больше.
Говорить без дела, что на
воде писать.
Говоря про чужих, услышишь и про своих.
Говорят на обум, а ты бери на ум.
Слайд 20Групповая работа
6 группа «Музыканты»
Задание: пропеть на мотив любимой песни гласные
звуки
(а, о, у, и, э, ы)
Слайд 21Анализ групповой работы
Слушаем ответы – монологи учащихся, анализируем, оцениваем («Немцы»
- «Англичан», «Биологи» – «Математиков», «Словесники» – «Музыкантов» и наоборот).
Каждая
группа готовит «Сиквейн».
Слайд 22Пример «Сиквейна»
2 группа «Словесники»
Звук
Согласный, гласный
Произносится, озвончается, оглушается
«Что ни звук,
то и подарок…» (Гоголь Н.В.)
фонетика
Слайд 23Подведение итогов
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто
из них важнее.
-Конечно, мы важнее! – закричали гласные. –
Без нас никто и рта не раскроет!
-Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. – Попробуйте – ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
-А вот и получится! Например, М.
-Разве только одно М, больше ничего!
-И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
-Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
-…о…е…и…а, - пропели гласные и смущенно умолкли.
Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это фонетика.
-Ну допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, елка, если.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?
Слайд 24Домашнее задание
Вариативность:
1.Выполните самостоятельную работу №1 в рабочей тетради «Проверь себя»
(Л.В.Прохватилина)
2. Запишите по 2 словарных слова на каждый звук речи
(А: арбуз, ананас) Пользуйтесь словариком в «Справочных материалах»
3. Подберите по 2 слова, в которых бы звук А обозначался бы буквами А, Я, О; подберите по 2 слова, в которых буквой Г обозначались бы звуки Г (твердый), Г (мягкий), К, Х, В.
4.Выполните тест №1 в рабочей тетради «ЕГЭ: шаг за шагом» (Л.Г.Ларионова)
5. Объясните смысл одной из пословиц, с которыми работала группа «Математиков».
Слайд 25Рефлексия
Ребята по кругу (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я
понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось…
-я смог…
-я попробую…
-меня удивило…
-мне захотелось…
Слайд 26Самооценка
Анкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку
урока.