Слайд 1Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
Слайд 2Творчество Н.В. Гоголя.
Историко-культурный контекст повести.
Почему это произведение называют сказочной повестью,
а не сказкой? (вопрос на стр. 91)
Слайд 3 - Какие фольклорные мотивы вы увидели в повести?
Условие, которое
должен выполнить герой;
его путешествие из своего мира в другой;
испытания, которые
он проходит на этом пути;
Рассказ о каких героях повести напомнил нам бытовую сказку?
Какая сюжетная линия в повести напомнила былички о столкновении человека с нечистой силой, стремящейся завладеть его душой?
Чему учат эти былички и повесть Гоголя?
Слайд 4 - На каком языке говорят герои повести?
- Зачем
нужен словарик почти к каждой странице повести?
- О чём
сообщает подзаголовок к повести?
- Кто такой Панек?
Слайд 5Панек (или Панько, на украинский манер), как указывает И. Золотусский,
в малороссийском просторечии означает «внук Опанаса, Афанасия». Если мы вспомним
о том, что отца Гоголя звали Николай Афанасьевич, и о том, что Гоголь в детстве был рыжеват, то у нас может появиться версия: за этим именем скрылся сам Николай Васильевич.
- Итак, кто рассказывает нам истории сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
Слайд 6 Как сообщает Рудый Панек, истории, которые найдёт читатель
в сборнике, рассказаны разными людьми и им самим на вечерницах
в его доме. Поэтому одна из них написана так «вычурно да хитро, как в печатных книжках», а другой рассказчик «такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове».
Три повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») были отданы на откуп Фоме Григорьевичу — дьяку Диканьской церкви (именно описание его наряда Гоголь просил прислать мать), остальные рассказчики безличны.
Слайд 7Кого вы считаете главным героем повести? Почему?
Домашнее задание:
Выпишите украинские, устаревшие
слова, незнакомую лексику.
Составьте план повести письменно.
Ответьте на вопросы 4, 5,
6, 8, 9 в учебнике.
4. Перечитайте описание чёрта. Выпишите примеры художественных средств, помогающих создать этот образ. Напишите, с кем и для чего сравнивает Гоголь чёрта
Слайд 81. Беседа по вопросам домашнего задания (4, 5.)
2. - Пользуясь
планами, составленными дома, запишем, с кем и из-за чего вступает
кузнец в конфликты.
- Когда эти конфликты завязались?
Вакула и чёрт.
Вакула и Чуб.
Вакула и Оксана.
Вакула и Солоха.
Слайд 9Вакула и чёрт.
- Почему черт старается навредить Вакуле и
заполучить именно его душу?
Почему Вакуле удалось победить черта?
Если бы вы
снимали киноэпизод «Полет Вакулы в Петербург», то какое настроение стремились бы вызвать у зрителя? Почему? Что поможет вам достичь поставленной цели?
С какой целью вводит Гоголь в повесть образы Солохи и Пацюка? (вопросы 8, 9 учебника)
Слайд 10Домашнее задание
Ответить на вопросы 12 и 15 в учебнике
Перечитать в
повести смешные эпизоды («Солоха и её гости», «Как кум надел
мешок и чем это закончилось») и выполнить задание 13 в учебнике.
Задание 3 в тетради.
Слайд 11Вакула и Чуб
Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? Чтобы
ответить, подумайте:
1) Какими чертами характера наделил Чуба Гоголь? Что помогло
вам это понять?
2) Менялось ли ваше отношение к Чубу в процессе чтения?
3) Над какими его качествами смеется повествователь? Как бы вы охарактеризовали этот смех: это сатира или юмор?
Слайд 12Вакула и Чуб
- Чем привлекает Чуб Солоху?
- Сказывается
ли интерес Солохи к Чубу на его отношениях с кузнецом?
- Какие качества Вакулы выявляются в конфликте с Чубом?
Почему Вакула ни за что не пришёл бы к Оксане, если бы Чуб был дома?
- Как рассказчик оценивает своих героев? Как он относится к Чубу?
Слайд 13Вакула и Чуб
- Что переживал Чуб, сидевший в мешке,
по мере того, как узнавал секреты Солохи?
- Что чувствовал
Чуб, когда вокруг мешка завязалась ссора между кумом и его женой и когда мешок был развязан?
- Сохранил ли при этом Чуб своё достоинство? Сочувствовали ли вы ему?
Изменилось ли отношение Чуба к Солохе?
Слайд 14Вакула и Чуб
Что помогло Вакуле разрешить конфликт с Чубом? Чтобы
ответить,
подумайте:
1) Как в конфликте с Чубом проявляется характер Вакулы?
2) Почему
Вакула, вернувшись из Петербурга, идет прямо
к Чубу?
3) Что удивило Чуба, когда в хату вошел Вакула?
4) Почему он все-таки отдал свою дочь за кузнеца?
- Рассмотрите иллюстрацию А.П.Бубнова, на которой изображены ткач, кум, кума, Чуб и дьяк. Какое настроение создает художник? Как он относится к этим персонажам? Почему вы так решили? Разделяете ли вы точку зрения художника?
Слайд 15Вакула и Чуб
- Можно ли назвать смешные эпизоды повести
сатирическими и почему?
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение эпизода «Оксана перед зеркалом»
и выполнить задание 19 в учебнике.
Перечитать эпизод «Вакула в Петербурге» и ответить на подвопросы 5 и 6 к вопросу 26.
Задание 4 в тетради.
Слайд 16Вакула и Оксана
- Кто описывает Оксану?
- Для
чего автор так строит описание героини?
- Привлекает её красота?
Почему?
- Как раскрываются в этом эпизоде качества Оксаны?
- Какого литературного персонажа она напоминает?
- Похожа ли Оксана на Солоху? Чем?
Слайд 17Вакула и Оксана
- Почему кузнец не отступается от Оксаны?
Почему чувствует себя пред нею беспомощным?
- Думала ли Оксана
о последствиях своего обещания? К чему могла бы привести подобная шутка в реальной жизни?
- Почему малороссийский кузнец смог привезти Оксане черевички императрицы? (вопрос 26)
Слайд 18Действие повести происходит в 18 веке, т.е. в правление Екатерины
II, во время посольства запорожских козаков в Петербурге. При встрече
императрицы с казаками присутствует фаворит императрицы князь Г.А. Потёмкин и Д.И. Фонвизин, написавший комедию «Бригадир», поставленную в 1770 году.
В конце 1774 г. ко двору Екатерины Великой действительно было отправлено такое посольство с целью сохранить Сечь (об этом и держит речь один из козаков).
Слайд 19Вакула и Оксана
Однако в 1775 г., по инициативе Потёмкина, указом
императрицы Запорожская Сечь всё же была уничтожена.
Значит мы можем
определить время действия повести абсолютно точно: это 24-25 декабря 1774 года.
Слайд 20Вакула и Оксана
- Почему Вакула не прибегнул вновь к
помощи чёрта? Не проще ли было попросить у него черевички
и никуда не летать?
- Почему императрица не прогневалась на просьбу кузнеца, а выполнила её?
- По любви ли выходит Оксана за кузнеца?
Что воспламенило холодное сердце красавицы?
Слайд 21Вакула и Оксана
- Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните
свою точку зрения.
- Почему действие повести происходит в ночь
перед Рождеством?
- Сделайте вывод о том, какие светлые и темные силы борются в героях, какие побеждают и почему. В чем состоит идея
сказочной повести Гоголя?
Слайд 22Образ рассказчика
1. Что вы узнали о повествователе?
2. Каким вы его
представляете? Какими качествами наделил
Н.В. Гоголь своего повествователя?
3. Что сближает повествователя
с другими персонажами повести, что отличает от них?
4. Действительно ли повествователь — отличный рассказчик? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Зачем Гоголю понадобилось создавать образ повествователя?
Слайд 23Домашнее задание
Подготовиться к сочинению – смешному описанию внешности человека. Для
этого нужно перечитать в повести Гоголя портреты персонажей и выделить
художественные средства, создающие комический эффект.
Принести на урок маленькое зеркальце.
Прочитать повесть А. Грина «Алые паруса»