Слайд 2Основной государственный экзамен (ОГЭ) сдается учащимися 9-х классов.
Это подобие
ЕГЭ с использованием КИМов
стандартизированной формы.
Слайд 3
Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают не менее 4-х выпускных
экзаменов:
2 обязательных (русский и математика);
2 по выбору (из перечня предметов).
Слайд 4Основной этап ОГЭ в 2016 году
26 мая (чт) и 28 мая (сб) -
иностранные языки
31 мая (вт) - математика
3 июня (пт) - русский язык
7 июня
(вт) - обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература
9 июня (чт) - география, история, биология, физика
Слайд 5Структура и содержание экзаменационной работы
Слайд 6Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Все задания
экзаменационной работы направлены на анализ проблематики художественного произведения и основных
средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
Слайд 7Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или
лироэпического) произведения и три вопроса к нему.
Часть 2 включает
в себя лирическое стихотворение (или басню) и три вопроса к нему.
Слайд 8Выполнение заданий 1, 2, 4, 5 требует ответа в примерном
объеме 3–5 предложений с опорой на текст.
Каждое из этих
заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Слайд 9
Выполнение заданий 3 и 6 предполагает не только размышление над
предложенными текстами, но и сопоставление их с другим произведением или
фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем ответа – 5–8 предложений).
Слайд 10Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести
сопоставление в задании 3 и 6, может быть взят не
только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте.
Слайд 11
Задания 3 и 6 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают
дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных
компетенций.
Слайд 12Максимальный балл за выполнение каждого сопоставительного задания (3, 6) –
5.
Указание на объем ответов условно, оценка ответа зависит от
его содержательности.
Слайд 13Фрагмент текста или стихотворения должен:
обладать смысловой завершенностью;
сохранять
целостность текста
быть корректным и адекватным ситуации экзамена
Слайд 14 быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет
формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы
Слайд 15Экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет
его ориентированность в проблематике курса, учитывает читательские предпочтения («сопоставительные» задания).
Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал.
Слайд 16Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Слайд 17 воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части
художественного текста;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героям;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
Слайд 18 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Слайд 19Содержание экзаменационного материала опирается на следующие разделы курса литературы.
1.
«Сведения по теории и истории литературы»
2. «Из русского фольклора»
3. «Из древнерусской литературы»
4. «Из русской литературы XVIII в.»
Слайд 205. «Из русской литературы первой половины XIX в.»
6. «Из
русской литературы второй половины XIX в.»
7. «Из русской литературы
XX в.»
8. «Из зарубежной литературы»
Слайд 21 В экзаменационную работу включены задания базового и
повышенного уровней сложности.
Максимальный балл за всю работу – 22.
Слайд 22Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по пятибалльной шкале.
На выполнение экзаменационной работы по литературе дается
180 минут.
Слайд 23При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право
пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
Выполняя
задания, учащийся может пользоваться черновиком. Все ответы экзаменационной работы записываются чётко и разборчиво.
Слайд 24ГВЭ-9 по литературе
(устная форма)
Слайд 25Экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки
выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания
литературного образования.
Слайд 26Комплект экзаменационных материалов по литературе для ГВЭ-9 в устной форме
состоит из 15 билетов.
Слайд 27Каждый билет состоит из двух заданий, подобранных таким образом, чтобы,
во-первых, в билете были представлены произведения разных писателей, во-вторых, задания
билета относились к произведениям разных родов и жанров.
Слайд 28Бóльшая часть заданий экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который
изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются
на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».
Слайд 29При оценке ответа экзаменуемого используется пятибалльная система оценивания. Общая экзаменационная
оценка выводится из оценок за ответ на каждый вопрос билета
и является их средним арифметическим (по правилу округления).
Слайд 30Для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее
60 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Слайд 31Образец экзаменационного билета ГВЭ-9 по литературе (устная форма)
1. Образ
автора в «Слове о полку Игореве» и его оценка изображённых
событий.
2. Обличение ложных ценностей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».