Слайд 2 Музы — греческие богини искусства. Дочери Зевса и богини памятиМнемосины. Муз было
девять и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определённому виду искусства.
Каллиопа -
муза эпической поэзии,
Эвтерпа — муза лирической поэзии,
Эрато — муза любовной поэзии,
Талия (Фалия) — муза комедии,
Мельпомена — муза трагедии,
Терпсихора — муза танца,
Клио — муза истории,
Урания — муза астрономии,
Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом пантомимы и гимнов
Слайд 3КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») — мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия.
Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и
страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках.
Принципы:
Отвага воина
Величавое достоинство
Чистота души, исполненной отваги
Благородство воина
Способность к самопожертвованию
Рыцарство
Сила жертвы
Слайд 4
Клио — муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль
(доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь
человек, помогает
найти свое предназначение.
Слайд 5 Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а
у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и
Талия
олицетворяют
театр
жизни,
жизненный опыт.
Слайд 6 Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния —
это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и
священному, ее атрибут — лира.
Слайд 7
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним,
душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Слайд 8 Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и
олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному,
к небу и звездам.
Слайд 9Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям
очищение.
Слайд 10 И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато — в
руках лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви,
дарующей крылья.
Слайд 11Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и
римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время
как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой; Каллиопу с
восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой, Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой и в позе танцовщицы, Клито со свитком из папируса, Уранию с глобусом и циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным лицом. Как богини искусства музы были связаны
Слайд 12с их предводителем богом Аполлоном. Они веселили богов своими песнями и танцами.
К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим
любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён. Поэт Прокл так представил Муз:
Музы, молю — из толпы многогрешного города людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу- душу!
Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.
Слайд 13МУЗЫ, мусы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды
(прозвища от мест обитания М.), Музы- богини поэзии, искусств и
наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана(неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаютсясирены. - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их. Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий М. именовали кормилицамиДиониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его
Слайд 14странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся
в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за
преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра(Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сынаПосейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские Мeps классической мифологии - дочери Зевса, они обитают наГеликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Слайд 15Функции Муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в
эллинистическую эпоху Муз превратились в символические образы: Эрато - Муза
лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена - Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - Муза танца с лирой и плектром Талия - Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем.
Слайд 16Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя
Мусагет.