Слайд 1Автор:
ученик 10 класса Маслов Фёдор
Учитель:
Падерина И.А.
А.Н.Островский
По страницам пьесы
"Гроза"
Слайд 2Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по
Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году. "Гроза", -
как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.
Слайд 3Пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л.Н.Толстой не принял пьесу.
Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на
драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал. что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”.
Слайд 4 Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены
семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе
скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д.И.Писарев: “Гроза” — картина с натуры, оттого она и дышит правдой”.
Слайд 5 Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди
зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый
день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, — восхищается Кулигин.
Слайд 6Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой
и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир
тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет... долго и неотступно”. Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга.
Слайд 7 Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы
является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ
непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.
Слайд 8Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза.
Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро
умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!”.
Слайд 9 После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи
слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь,
когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.
Слайд 10 Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это
освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он
встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано.или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.
Слайд 12Материалы для ppt взяты из:
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00036501184864115788/
http://images.yandex.ru/