Слайд 1«Хаджи – Мурат»
Поэтическая канва повести Л.Н.Толстого
Слайд 2Художественный мир повести подобен тому многокрасочному полю цветов с описания
которого начинается пролог. Автор тщетно пытается присоединить к «большому букету
цветов» репей, татарник. Репей отделен от других цветов, превращен в символ несгибаемой и неистребимой жизненной силы. Поле – аллегория жизни, пестрой и бесконечно разнообразной.
Слайд 3Начиная с ХХ главы все сильнее вторгается в повествование «поэзия
особенной, энергичной горской жизни». Первая песня - о кровомщении –
отвечает вкусам и настроениям Хаджи-Мурата. Это песня из «прошлого», напоминание о брате Османе и молочном брате Абунунцал- Хане, все еще не отомщенных.
Слайд 4Высохнет земля на могиле моей, и забудешь ты меня, моя
родная мать! Порастет кладбище могильной травой, - заглушит трава твое
горе, мой старый отец.
Слайд 5Слезы высохнут на глазах сестры моей, улетит и горе из
сердца ее.
Слайд 6Но не забудешь ты меня, мой старший брат, пока не
отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня, и второй мой
брат, пока не ляжешь рядом со мной.
Слайд 7Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но не ты
ли была моей верной рабой? Земля черная, ты покроешь меня,
но не я ли, тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо.
Слайд 8Песню эту, заимствованную из широко использованного писателем во время работы
над повестью «Сборника сведений о кавказских горцах», Л.Толстой особенно любил.
Ранее
в письме к поэту А.А.Фету он оценивает ее как образец «сокровищ поэтически необычайных»
Слайд 9Сказка о соколе, завершающая ХХ1 главу, - мрачное пророчество и
поэтический переход к самой лиричной ХХШ главе.
Слайд 10Сокол, который был пойман, жил у людей и потом вернулся
в горы к своим. Он вернулся, но в путах, и
на путах остались бубенцы.
Слайд 11И соколы не приняли его. «Лети, - сказали они, -
туда, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет
бубенцов, нет и пут.»
Слайд 12Сокол не хотел покидать родину и остался. Но другие соколы
не приняли и заклевали его.
Слайд 13Тавлинская сказка о соколе поэтично и образно отражает истинное положение
дел. Герой обречен, попав в западню.
«Так заклюют и меня», -
думал Хаджи-Мурат.
Слайд 14Ночь перед побегом изображена в ХХШ главе как таинство, праздник
жизни, вливающийся в душу воспрявшего от мучительных сомнений героя. К
громкому свисту и щелканью соловьев подключается песня. Песня о Гамзате – мелодия смерти посреди пира жизни.
Слайд 15Хаджи-Мурат сам оказался в положении Гамзата. «Ему подумалось, что это
так и будет, и вдруг стало серьезно на душе»
Слайд 16Гамзат угнал со своими молодцами с русской стороны табун белых
коней. Настиг его за Тереком русский князь, окружил его своим
, как лес большим войском.
Слайд 17Гамзат порезал лошадей и с молодцами своими засел за кровавым
завалом убитых коней и бился до тех пор, пока были
пули в ружьях и кинжалы на поясах и кровь в жилах.
Слайд 18Но прежде чем умереть, Гамзат увидел птиц на небе и
закричал им: «Вы, перелетные птицы, летите в наши дома и
скажите вы нашим сестрам, матерям и белым девушкам, что умерли мы все за хазават.
Слайд 19Скажите им, что не будут наши тела лежать в могилах,
а растаскают и оглодают наши кости жадные волки и выколют
глаза нам черные вороны»
Слайд 20Песня о Гамзате, переносится в жизнь: вспоминается детство, образ и
песни матери, вереница лиц проносится с головокружительной быстротой и гаснет.
Все путы и связи оборвались сами собой.