Разделы презентаций


Хамелеонство как явление социальное

Содержание

Псевдонимы ЧеховаАнтоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарёв, Лаэрт, Улисс.Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский, Человек

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1По рассказу
Антона Павловича Чехова
Хамелеонство как явление социальное
Учитель: С.Т. Лапшина

По рассказу Антона Павловича ЧеховаХамелеонство  как явление социальноеУчитель: С.Т. Лапшина

Слайд 2Псевдонимы Чехова
Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч.,

А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарёв, Лаэрт, Улисс.
Врач

без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский,
Человек без селезёнки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гёте, Крик, Даглас.

Псевдонимы ЧеховаАнтоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник,

Слайд 3Чехов в Таганроге

Чехов в Таганроге

Слайд 8Сатирические журналы

Сатирические журналы

Слайд 10Толстый и тонкий

Толстый и тонкий

Слайд 11Человек в футляре

Человек в футляре

Слайд 13Хамелеон
Хамелеон –
1. разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;
2.

В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды

в зависимости от обстановки.

ХамелеонХамелеон –1. разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;2. В переносном значении - беспринципный человек, легко

Слайд 14                  Найдите художественные детали в тексте и определите их роль.

Что несут в руках «служители закона» в начале рассказа?

Что является

центром внимания толпы в завязке повествования?

Что происходит с Очумеловым? Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод?
                   Найдите художественные детали в тексте  и определите их роль.  Что несут в руках

Слайд 15Художественная деталь
Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку:
название рассказа

«Хамелеон»
новая шинель - признак власти
узелок в руке и конфискованный крыжовник
щенок
окровавленный

палец Хрюкина - символ победы

Художественная детальЧехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку:название рассказа «Хамелеон»новая шинель - признак властиузелок в руке

Слайд 16
Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).
Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа).
Жигалов

(от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).
Елдырин (от «елдыга» - сварливый

и корыстный, придирается при дележе).

Приём
«говорящих фамилий» - юмористический или сатирический?

Говорящие фамилии

Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа).Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).Елдырин (от

Слайд 17Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?
Рассказ

держится на живой речи, в которой преобладает диалог, своей речью

персонажи выдают свой характер.
Сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? А в речи Очумелова и Елдырина?
О чём это говорит?

Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?Рассказ держится на живой речи, в которой преобладает

Слайд 18Речь Очумелова

«Я ему покажу кузькину мать».
«Знаю я вас, чертей,… мерзавец,

…болван, …свинья».
«Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!»
«Я

этого так не оставлю!
Я покажу вам как собак распускать!»

Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев («По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»;
«Я человек, который работающий» и т.д.)


Речь Очумелова«Я ему покажу кузькину мать».«Знаю я вас, чертей,… мерзавец, …болван, …свинья».«Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не

Слайд 19Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Сколько хамелеонов вы видите в

рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.
Варианты:
1. Хамелеон – Очумелов.
2.

Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Почему толпа так быстро («словно из земли выросши») собралась вокруг Хрюкина?
Почему писатель в одном случае использует слово «толпа», а в другом – «сборище»?
Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя

Слайд 20пословицы
Не всяк судит по праву, иной и по криву.
Законы -

миротворцы, да законники - крючкотворцы.
Куда хочу, туда и ворочу.

Верь не правде, а силе.
Наглому дай волю, захочет и боле.
Дело знай, а правду помни.
Дай волю на ноготок, а он возьмёт на локоток.
Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло


пословицыНе всяк судит по праву, иной и по криву.Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.Куда хочу, туда

Слайд 21Как выражается авторская оценка происходящего?
Чехов утверждает, что хамелеонство – всеобщее

явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.

Как выражается авторская оценка происходящего?Чехов утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество,

Слайд 22Все чиновники «прислуживаются», а не «служат» - проявляют

не уважение, а подобострастие и раболепие.

Все чиновники «прислуживаются»,   а не «служат» -   проявляют не уважение,   а

Слайд 23Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость

сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.
В его в

произведениях горькая насмешка и грустное раздумье.

ЭТО происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.

Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и

Слайд 24
Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением

российской действительности времён писателя.
Персонажи Чехова образуют пёструю

толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.

Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.   Персонажи

Слайд 25словарик
Хамелеонство-угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
Конфисковать- принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
Обыватель- человек,

живущий мелкими, личными интересами.
Чинопочитание – преклонение перед человеком власти.
Солдафонство- бездумно

командовать, подчиняться.
Косноязычный—плохо развита речь, невелик словарный запас.
словарикХамелеонство-угодничество, приспособленчество, чинопочитание.Конфисковать- принудительно отобрать, изъять в пользу государства.Обыватель- человек, живущий мелкими, личными интересами.Чинопочитание – преклонение перед

Слайд 26Сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон»
Композиция рассказа

Сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон» Композиция рассказа

Слайд 27Проблема:
Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон»
А.П.

Чехова

Проблема:Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехова

Слайд 28Смех добрый, веселый.
Смех злой, гневный, зовёт к протесту.
Фантастическое преувеличение, повествующее

об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Чрезмерное преувеличение свойств

изображаемого предмета.
Пояснение автора к тексту пьесы.

Юмор
Сатира

Гротеск



Гипербола



Ремарка

Смех добрый, веселый.Смех злой, гневный, зовёт к протесту.Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни

Слайд 29Особенности композиции рассказа.
Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло.
В центре

внимания не выяснение положения Хрюкина, а обнаружение хозяина собаки.
От

результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.
Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.

Особенности композиции рассказа. Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. В центре внимания не выяснение положения Хрюкина, а

Слайд 30Экспозиция рассказа (завязка, начало)
Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади» городка

–экспозиция напоминает драматургическую ремарку.
Завязка рассказа представлена в звуковом виде

– криком Хрюкина.
И вопросом сбитого с толку Очумелова: «Кто кричал?»
На этом застывает развитие действия.

Экспозиция рассказа (завязка, начало) Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади» городка –экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа

Слайд 31Кульминация
Кульминация как таковая, по сути, отсутствует.
От появления Очумелова и

до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по

кривой, волнистой линии.

Кульминация Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие

Слайд 32Развязка
Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остаётся до конца

не прояснённой, а участники событий уже разошлись.
(Развязка вынесена за рамки

повествования («открытый финал»)

Развязка Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остаётся до конца не прояснённой, а участники событий уже

Слайд 33Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением..

В рассказе

повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на

этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя

Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.

В зависимости от того, генеральская собака или нет, она то «бешенная собака», «бродячий скот», «подлость одна» то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка»


Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением.. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть

Слайд 34Финальный аккорд
В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе

взглянуть на происходящее.
Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым.

Но это до конца не прояснит авторскую позицию.
Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

Финальный аккордВ чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Можно предположить, что Чехов

Слайд 35Выводы
Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны.

Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он

напоминает драматическую сценку – миниатюру. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»).
В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.
ВыводыДля Чехова характерна экономичная манера письма. Его  рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа -

Слайд 36Спасибо за внимание к Чехову

Спасибо за внимание к Чехову

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика