Слайд 1 И.А. Бунин
10 (22) октября 1870,— 8 ноября 1953
русский писатель;
прозаик,
поэт,
переводчик.
Слайд 2Иван Алексеевич Бунин
родился 22 октября
1870 года в Воронеже
в бедной
дворянской семье.
Детство Бунина
прошло как
в Воронеже,
так и в
наследственном
поместье недалеко от Ельца.
Слайд 4В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но
в 1886 году оставил ее, так как в семье не
хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.
Слайд 5В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в
1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о
Гайавате", в 1901 году вышел поэтический сборник
Бунина "Листопад".
Слайд 6Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году
его повести "Деревня" и в 1911 году повести "Суходол".
В 1903
году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком.
Слайд 8Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году
он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем
во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.
Слайд 9В 1925 году Бунин опубликовал труд "Окаянные дни", написанный еще
в 1918 году и посвященный событиям Октябрьской революции. В том
же 1925 году вышла повесть Бунина "Митина любовь", в 1927 году - книга рассказов "Солнечный удар", в 1929 году - "Божье древо".
Слайд 10В 1930 году Иван Алексеевич издает роман "Жизнь Арсеньева". В
1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию.
В годы Второй мировой войны
писатель жил в Грассе, в своем доме он прятал от гестаповцев евреев.
Слайд 11В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове,
которого считал своим литературным учителем.
8 ноября 1953 года в Париже
Иван Алексеевич Бунин скончался.
Слайд 12Смерть ради жизни
По рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Слайд 13Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Как вы
понимаете выражение «смерть ради жизни»?
А можно ли погибнуть в мирное
время? Приведите примеры.
Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?
Слайд 14+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.
Цель: проанализировать рассказ и подумать над
выражением «смерть ради жизни»
Весь рассказ мы читать сразу не будем.
А будем читать с остановками.
IV Осмысление содержания.
Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)
1-я остановка
-С какими героями вы познакомились?
Слайд 15Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон,
текстильных изделий, кожи.
+Вьюжной зимой.
- Какая стоит погода и сколько дней?
Найдите описание в тексте.
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
-В какое время года происходит действие рассказа?
Слайд 16+ Эпитет – «непроглядная вьюга»
- Что просит больной ребёнок?
+ Пятый
день несло непроглядной вьюгой.
- Какое художественное средство использует автор в
1-ом предложении?
Слайд 17+ У крестьянских детей.
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом
чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были,
то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
+ Больной ребёнок просит красные лапти.
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Слайд 18+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…
-
Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так
решили?
+ Нефёд был слугой.
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
Слайд 19
- Об этом узнаем из следующего отрывка.(читаем до слов …степном
море)
2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
+ Добрые. Она
называет его Нефёдушкой.
- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?
Слайд 20+ Он взял с собой кнут, потому что знал о
том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как
средство опоры в метель
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
+ Да.
- Что взял с собой Нефёд? Для чего?
Слайд 21+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый
человек.
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме
в отсутствие Нефёда?
+ Догадывался.
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
Слайд 22+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.
-
Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем (до слов…стук
в окно)
- Переживали ли домашние о Нефёде?
Слайд 23+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там,
в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
- Как вы
думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
Слайд 243- я остановка
- Почему автор назвал этот стук зловещим?
+ Он
предвещает что- то плохое.
- Так ,что же произойдёт дальше? Об
этом мы узнаем из последнего отрывка. читаем
Слайд 25+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
- Как
вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
+ Так как привезли
мертвое тело Нефёда.
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
Слайд 26+Да. Ради жизни мальчика.
- Я тоже с вами согласна, так
как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное
желание больного, он выздоровеет.
Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
Слайд 27+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них,
уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
-Только ли жизнью
можно жертвовать ради людей?
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
Слайд 28– Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий
по содержанию.
+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
Слайд 29Домашнее задание:
1)подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина;
пересказ рассказа «Лапти»
2) составить
характеристику Нефёда;
Слайд 30Используемая Литература:
http://referat.mirslovarei.com/d/235797/
http://ursa-tm.ru/forum/index.
http://skidki-i-akciy.kiev.ua/…
http://blog.kp.ru/users/426515…
http://www.vestnik57.ru/page/n…