Слайд 1МКОУ Никитская ОШ
Исследовательский проект «Мотив вольности и одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова».
Подготовили: Лабазова Юлия
Хахалева Лиана
Тихонов Данила
Шерстнева Алина
Класс: 9
Руководитель: Иванова Нина
Нефедьевна, учитель русского
языка и литературы.
2018 год.
Слайд 2Актуальность: мотив вольности и одиночества характерен для всего творчества М.Ю.Лермонтова.
Эта тема очень многогранна. Для её изучения программа 9 класса
отводит один час. Этого совершенно недостаточно, чтобы проследить развитие одной из ведущих тем творчества поэта.
Слайд 3Практическое значение: собранный материал может быть полезен в школе для
изучения творчества такого неординарного поэта, как М.Ю.Лермонтов.
Слайд 4Объект исследования: стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Предмет исследования: учебник литературы, специальная литературы, интернет-ресурсы.
Слайд 5Цель: проследить, как раскрывается тема вольности и одиночества в лирике
поэта
Задачи: • изучить биографию М.Ю.Лермонтова;
• проанализировать литературу
по данной теме и грамотно использовать её;
• подобрать и проанализировать стихотворения Лермонтова на тему
одиночества и вольности.
Слайд 6М.Ю.Лермонтов
1814-1841
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах
угасла мать моя;
От них остался только я.
Слайд 7
«Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в краю
далеком?
Что кинул он в краю родном?..
Слайд 8«Как часто пестрою толпою окружен…» (1840 год)
Как часто пестрою толпою
окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме
музыки и пляски,
При диком шёпоте затворенных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Слайд 9«И скучно и грустно…»
(1840 год)
И скучно и грустно, и некому
руку подать
В минуту дешевой невзгоды…
Желанья!... Что пользы напрасно и вечно
желать?
А годы проходят – все лучшие годы!
Слайд 10
«Тучи»
(1840 год)
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть тайная? Злоба
ль открытая
Или на вас тяготы преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Слайд 11
«Листок»
Дубовой листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою
бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя…
Слайд 12«Узник»
(1837 год)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня…
Слайд 13В.Г.Белинский о стихотворении «И скучно и грустно».
«И какая простота
в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь,
что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка…»
Слайд 14«Выхожу один я на дорогу…»
(1841)
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь
туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с
звездою говорит.
Слайд 15«Нет, я не Байрон…»
(1832 год)
Нет, я не Байрон,
я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с
русскою душой.
Слайд 16«Дума»
(1838 год)
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее –
иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В
бездействии состарится оно.
Слайд 17Выводы
1. Одна из ведущих тем творчества поэта М.Ю.Лермонтова – тема
вольности и одиночества – имеет биографическую основу.
2. В лирике Лермонтова
появляется новая трактовка темы одиночества – изгнания – странничества.
3. Мучительные переживания одиночества, ощущение бесплодности существования, бунт против фальши и духовной нищеты – основные черты лирического героя Лермонтова.
Слайд 18Список литературы
1.Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова.М.: 2010.
2. Коровина В.Я., Коровин
В.И. Литература 9 класс. Учебник
в 2 частях. Часть 1 –
М.: Дрофа, 2014.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ru.wikipedia.org/. Википедия – свободная энциклопедия.
2. http://www.ru.lermontov. niv. Ru/. М.Ю.Лермонтов.
3. http://www.ru. Pojety-znaki-odarennosti.ru/. Поэты. Знаки одаренности.