Разделы презентаций


Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова«Крест на скале»«Монастырь на Казбеке»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова 9 класс

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова   9 класс

Слайд 2Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
«Крест на скале»



«Монастырь на

Казбеке»

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова«Крест на скале»«Монастырь на   Казбеке»

Слайд 3?? Определите, какое стихотворение написано А.С.Пушкиным, какое – М.Ю.Лермонтовым ??
Монастырь

на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой

монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами. 

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью
,Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!.. 
1829

Крест на скале

 В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
 
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

 О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!  
1830 г.

?? Определите, какое стихотворение написано А.С.Пушкиным, какое – М.Ю.Лермонтовым ??Монастырь на КазбекеВысоко над семьею гор,Казбек, твой царственный

Слайд 4План работы
1. Найти общее в стихотворениях.
2. Найти различия в стихотворениях.
3.

Проанализировать образы и средства их создания.
4. Рассмотреть образ лирического

героя.
5. Выдвинуть гипотезу об авторстве.
6. Обратиться к фактам биографии поэтов.
План работы1. Найти общее в стихотворениях.2. Найти различия в стихотворениях.3. Проанализировать образы и средства их создания. 4.

Слайд 5Общее в стихотворениях
Стихи о Кавказе.
Композиция: в первой части описывается природа

Кавказа, во второй – чувства лирического героя.
В основе лежит романтическая

антитеза, основанная на образах-символах – противопоставление земного мира («цепь бытия» - «ущелье») и высшего, небесного, горнего мира («скала», «крест», «молился» - «монастырь», «ковчег», «заоблачная келья», Бог).
Эти образы придают космический масштаб картине (пространство и время).
Лирические герои эмоционально показывают свое неудовлетворение земной жизнью и стремление расстаться с земным миром (пунктуация и употребление глаголов условного наклонения).

Общее в стихотворенияхСтихи о Кавказе.Композиция: в первой части описывается природа Кавказа, во второй – чувства лирического героя.В

Слайд 6Различия в стихотворениях
Монастырь на Казбеке


Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный

шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит,

чуть видный, над горами. 

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью
,Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!.. 
1829

В звуковой характеристике ощущается легкость за счет ассонансов.
Синтаксис: восклицания и многоточие говорят о радостном стремлении к высоте, вечности, Богу.
Лексика: важную роль играют светлые эпитеты («царственный», «вечными», «реющий», «вожделенный», «вольной», «заоблачную»), указывающие на стремление к свободе, которую можно обрести в вечности.
Пространство: очень конкретно, «семья гор» (горная цепь), «шатер» Казбека (многогранная форма вершины, покрытая снегом), «монастырь» реет над облаками (облака опускаются ниже вершин и кажется, что монастырь действительно «реет»). Складывается впечатление, что автор видел все это на самом деле.
Образы: Казбек, небо – образы высоты, монастырь, Бог – образы духовной высоты, Небо – романтический символ иного мира, монастырь, келья – символы одиночества, отречения от мира, отшельничества, спокойствия.

Различия в стихотворенияхМонастырь на КазбекеВысоко над семьею гор,Казбек, твой царственный шатерСияет вечными лучами.Твой монастырь за облаками,Как в

Слайд 7Различия в стихотворениях
Крест на скале


 В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда

долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он

и гнется от бурь и дождей.
 
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

 О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!  
1830 г.

В звуковой характеристике чувствуется напряжение за счет аллитерации.
Синтаксис: междометие «О» и усилительные частицы «как», «и» и конечное восклицание говорят о душевном надрыве лирического героя, о его стремлении покинуть земной мир.
Лексика: негативная («чернеет», «гниет и гнется», «схватить», «молился и плакал», «цепь», «бурею»), показывает тяжелую внутреннюю борьбу в душе героя.
Пространство: неконкретно, может ли быть скала в теснине (т.е. в ущелье), может ли быть виден крест на скале, которая находится в ущелье, какие могут быть холмы среди Кавказских гор, орел в таком случае должен лететь вниз, а не вверх. Складывается впечатление, что автор видел картину гор давно, ему не важна конкретика, а важен романтический пейзаж.
Образы: скала, облака (небо) – образы высоты, цепь бытия – образ земной жизни, молитва, слезы – образ Бога, гниющий крест, брат бури (скорее Демон, чем Бог), буря – образы не божественные, это символы духа противоречия и бунтарства.

Различия в стихотворенияхКрест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу,Туда долететь лишь степному орлу,Но крест деревянный чернеет

Слайд 8Лирический герой (гипотеза)








Человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно

стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир.

Мятежный романтик, на душе

которого нет спокойствия, он ищет бури (как будто в буре есть покой?!), душа его рвется между Демоном и Богом.


?

Лирический герой (гипотеза)Человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир.Мятежный

Слайд 9Факты биографии
1829 – 29 лет, сватовство к Н.Гончаровой, отъезд на

Кавказ (Тифлис, Арзрум), романтическое настроение, воспоминания о пребывании на Кавказе

во время южной ссылки. Был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г. В ходе войны русская армия захватила в северо-восточной части Турции значительную территорию, в том числе старинный армянский город-крепость Арзрум (Эрзерум). Во время путешествия Пушкин вел дорожные записки, легшие в основу очерков.
Пушкин так описывает свое свидание с монастырем (старинной церковью Цминда Самеба) в книге «Путешествие в Арзрум», в 5 главе: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

Факты биографии1829 – 29 лет, сватовство к Н.Гончаровой, отъезд на Кавказ (Тифлис, Арзрум), романтическое настроение, воспоминания о

Слайд 10Факты биографии
1830г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские

традиции романтической поэзии (исключительность главного героя, недосказанность сюжета, экзотический колорит).


В 10 лет побывал с бабушкой на Кавказе, сильные впечатления: «Горы Кавказские для меня священны»
Безответная любовь пятнадцатилетнего поэта к Катеньке Сушковой
"Демон" (1829г.) - в центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.
Факты биографии1830г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские традиции романтической поэзии (исключительность главного героя, недосказанность

Слайд 11М.Ю.Лермонтов и Е.Сушкова
(M-lle Souchkoff) В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь

лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и

гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака.
О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я!

Прости, мой друг!., как призрак я лечу
В далекий край: печали я ищу;
Хочу грустить, но лишь не пред тобой.
Ты можешь жить, не слыша голос мой;
Из всех блаженств, отнятых у меня,
Осталось мне одно: видать тебя,
Тот взор, что небо жалостью зажгло.
Все кончено! -- ни бледное чело,
Ни пасмурный и недовольный взгляд
Ничем, ничем его не омрачат!..
Меня забыть прекрасной нет труда, --
И я тебя забуду навсегда;
Я мучусь, если мысль ко мне придет,
Что и тебя несчастна убьет,
Что некогда с ланит и с уст мечта
Как дым слетит, завянет красота,
Забьется сердце медленней – свинец
Тоски на нем -- и что всему конец!..
Однако ж я желал бы увидать
Твой хладный труп, чтобы себе сказать:
Чего еще! желанья отняты,
Бедняк -- теперь совсем, совсем оставлен ты!»

М.Ю.Лермонтов и Е.Сушкова(M-lle Souchkoff) В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест

Слайд 12Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
«Крест на скале»




«Монастырь на

Казбеке»

Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова«Крест на скале»«Монастырь на   Казбеке»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика