Слайд 1«Доброта всегда одержит верх над красотой»
Генрих Гейне
Уроки литературы
Слайд 2Викентий Вересаев
Сказка «Состязание» посвящена извечной теме в искусстве –
красоте. Писатель стремится показать читателю истинную красоту. Ту, которая не
только доставляет удовольствие при созерцании, но и может наполнить человеческую душу любовью и светом.
Слайд 3Вересаев, «Состязание
Действие происходит в вымышленном городе, здесь объявляется конкурс на
создание лучшего изображения женской красоты. Победитель конкурса получит щедрый приз
и звание "Трижды-Венчанный". С самого начала все жители были уверены, что победит прославленный и всеми признанный мастер Дважды-Венчанный. И только сам он сомневался в себе, так как знал, каким талантом обладает его ученик по имени Единорог. По сути, автор показывает столкновение двух поколений художников. Очень интересную роль отводит будущему шедевру Вересаев («Состязание»). Так, картина победителя будет вывешена на площади Красоты, каждый сможет посмотреть на нее, ощутить радость и возблагодарить художника, создавшего ее
Слайд 4Прекраснейшая
На площади Красоты собрались жители города. Два огромных прямоугольных полотна
были выстелены на ней и завешены до времени. Первым продемонстрировал
свою работу Дважды-Венчанный. Его портрет светозарной Фиалковенчанной до глубины души потряс собравшихся, они еще не видели подобной красоты. Долго стояли люди в благоговейном молчании. Однако вскоре образ прекрасной женщины стал нагонять тоску и ужас: мужчины неожиданно начали замечать несовершенства и недостатки своих жен, они в страхе думали, как теперь будут жить с такими ужасными женщинами.
Слайд 5Истинная красота
И вот настала очередь Единорога демонстрировать свою работу. Упал
покров с полотна, и раздался ропот, люди начали негодовать. На
картине была изображена Зорька, которая обладала совершенно непримечательной и заурядной внешностью. На фоне предыдущего полотна ее образ мерк. Сначала это вызвало у жителей смех, потом они едва не побили художника камнями. Но через мгновения шум начал стихать, смех прекратился. Люди разглядели глаза девушки, которые лучились добротой и любовью. Собравшиеся увидели в портрете то, что видел в своей возлюбленной Единорог. Зорька словно сияла изнутри, и этот свет распространялся вокруг, озарял собравшихся. Лица их изменились, стали красивее, наполнились этим светом. Мужья больше не беспокоились о несовершенстве своих жен, они поняли, что их женщины прекрасны, а красота вокруг и в них самих. И вот раздался крик: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»
Идея автора – душевная красота превыше физической. И в том, как люди реагируют на портреты, тоже есть смысл. Физическую красоту они оценили сразу, но подумали и пришли в ужас. А чтобы увидеть истинно прекрасную Зорьку, потребовалось время, но и то впечатление, что произвела картина, было намного сильнее.
Слайд 6
Автор подчеркивает – не каждому дано разглядеть настоящую красоту. Таким
образом показал свое видение прекрасного Викентий Вересаев. «Состязание» учит читателя
смотреть не на внешность, а на суть людей, заглядывать им в душу. Ведь настоящая красота в доброте и внутреннем свете, а не во внешней привлекательности.
Слайд 8
Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят
душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так,
что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще неведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Слайд 9
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски
наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен
жестокостью людей. Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать.
Автор задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
Слайд 10Благородный человек требователен к себе, малый - только к другим
Конфуций
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
(Ю.Левитанский)
Слайд 11« Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых
сердцем людей».
А.Грин
Рассказы Александра Грина «14 футов», «Победитель», «Зеленая лампа». В каждом необычный сюжет - истории как таковой нет, есть только поставленная в центре одна ситуация, острая, экстремальная. Действительно, в трагических, острых ситуациях человек проявляет себя, раскрывает свои лучшие духовные качества. Грин в это верил.
Слайд 13А. Грин «Четырнадцать футов»
Кэт затрудняется в выборе: и Род, и
Кист достойны её любви, она хочет, чтобы они сами сделали
выбор, но выбор за неё делает судьба (в живых остаётся Кист); в любви и дружбе проявляется душевная красота героев, Род и Кист счастье любимого человека ставят выше собственного, для них нет выбора между дружбой и любовью, риск определяет жизненный выбор, судьбу героев, они не могли поступить иначе, поступки соответствуют нравственной сути героев: они – люди подвига; любимый герой Грина – человек мужественной души, открытого, отзывчивого сердца, он готов сделать выбор, требующий самопожертвования.
Слайд 17
1 часть - «Эксперимент» Стильтона
Слайд 19
Грин показал, что деньги могут стать инструментом для воплощения своих
высоких целей. Оставаясь нищим, Джон Ив ничего не добился бы
в жизни. Шутка миллионера, принятая героем как благодеяние, стала его шансом в жизни, а благодаря упорству и терпению, он добился высокой цели. Стильтон, пресыщенный жизнью, не умел преодолевать трудности, поэтому первая же неудача сломила его.
Слайд 20Идея рассказа
Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать
хозяином своей судьбы, победив жизненные обстоятельства.
«Осуди их, Боже, да
падут они от замыслов своих» (Пс, 5, 11)
Зло возвращается к тому, кто породил его.
Даже у злодея есть возможность спасти свою душу.
Слайд 21В чём особенность названия рассказа?
Зелёная лампа - это
символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления
к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра, символ победы сострадания над равнодушием.
Слайд 22Александр Грин «Победитель»
Рассказ А.Грина называется «Победитель». Он посвящен вечной теме:
человек и искусство. В центре повествования драматичная ситуация творческого соперничества.
Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это философская проблема, которую поднимает автор рассказа. В небольшом по объему произведении писатель раскрывает перед читателем истинный смысл жизни. Искания героя и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, а во имя конечной победы справедливости и добра.
Слайд 23
Героя рассказа, скульптора Геннисона, тревожит работа гениального скульптора Ледана, которую
он непременно хочет увидеть заранее. Отдав сторожу последнюю золотую монету,
он оказывается в «темнице надежд». Скульптура Ледана поразила Геннисона: она была как живая. У своей статуи он обнаружил досадные недостатки. Скульптор увидел, что его произведение меркнет перед скульптурой Ледана. Грин пишет, что за эти несколько минут Геннисон «прожил вторую жизнь».
Этот эпизод является ключевым, кульминационным. Герой борется с собой: как приятно и радостно было бы согласиться с мнением «положительных людей», если заглушить голос совести… Но скульптора мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого не столько волнует решение «положительных людей», определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, «высшей справедливости», которой он не изменял никогда.
Слайд 24Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона
Слайд 25Высокие души, по природной гордости и силе,
глубже всех чувствуют твои угрызения, Совесть! Страх, словно бич,
повелевает низкой чернью.
Ты же – истязатель смелого! Вальтер Скотт
Концовка произведения очень неожиданная: во имя искусства Геннисон обратил свою скульптуру в глину. Такого исхода читатель, конечно, не предвидел. В его душе невольно возникает состояние разочарования, досады, сожаления. Ведь статуя должна была принести герою славу и обеспеченность! Но потом мы вдруг осознаем, что поступок Геннисона достоин уважения и восхищения.
Название рассказа символично: в мужественной борьбе с самим собой талантливый скульптор оказался бесспорным победителем.
К концу повествования перед нами открывается замысел автора: истинное искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства .
Слайд 26«Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя –
могуществен» Лао Цзы
Над кем или над чем одержана победа? В результате
открывается парадоксальная ситуация: человек, не получивший 1 место и приз, оказывается победителем, потому что смог справиться с такими опасными противниками, живущими в душе, как зависть, корысть, страх поражения. Благородство, порядочность, чувство справедливости, понимание ценности настоящего искусства делают Геннисона духовно сильным человеком.
Слайд 27
Итак, это не борьба двух соперников за премию, а борьба
художника с самим собой, с желанием победить соперника во что
бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.
Главный герой "с мучением и тоской" смог победить в себе желание любыми средствами выбиться из нищеты, потому что всегда подчинялся "высшей справедливости, которой не изменял никогда..." Именно это наполнило его душу мужеством в решительный момент и желанием работать лучше, а вместо зависти к сопернику он испытал восторг и "признал бесспорное право" Ледана. В этом финале - оптимизм и залог будущего успеха скульптора.
Слайд 29“Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной
аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).
Читая рассказы Грина,
мы говорим о нравственной победе человека, когда человек побеждает свою зависть, ревность, корысть, слабость. Это победа над самим собой. Победа души.
Самая главная для человека победа.
Слайд 30
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
—
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух
волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.