Слайд 1Итоговое сочинение
2016
(рекомендации)
Садчикова Юлия Николаевна
Слайд 2Аргументация строится с опорой на:
художественные произведения (1 или 2)
дневники и
мемуары
публицистику
произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров)
Слайд 3Формулировка темы может быть в виде:
вопроса: Как Вы понимаете, что
такое «дружба» и «вражда»?
утверждения: Природа и внутренний мир человека: созвучие
и диссонанс.
цитаты: «Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей». (Аристотель)
Слайд 4Композиция сочинения:
Вступление + основная часть (доказательство: 1-2 аргумента) + заключение.
Количество
привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с
опорой на литературный материал.
Формула: «вступление + заключение
= одна треть всего текста»!
Слайд 5Требование № 1.
Рекомендуемое количество слов – 350.
Минимальное количество слов
– 250.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Выставляется
«незачёт»
за невыполнение
требования № 1 и «незачёт»
за работу в целом.
Слайд 6Требование № 2.
Оригинальность сочинения!
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения).
Допускается
цитирование с
обязательной ссылкой на источник (ссылка в свободной форме).
Выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.
Слайд 7Вступление может быть:
историческим;
биографическим;
аналитическим;
цитатным;
вопросительным;
личностным;
лирическим.
Слайд 8Вступление может быть:
Историческим: непосредственно связанное с характеристикой соответствующей эпохи, анализом
ее социально-экономических, политических, нравственных и культурных сторон. То есть для
написания такого вступления необходимо обладать твердыми знаниями в области истории, чтобы не допустить ошибок в изложении фактического материала.
Слайд 9Вступление историческое:
Великая Отечественная война – особое историческое событие
для нашей страны. С июня 1941года по май 1945 года
шла героическая борьба советского народа с немецкими захватчиками, пытавшимися стать полновластными хозяевами чужой территории...
Слайд 10Вступление может быть:
биографическим: обращение к фактам из биографии поэта или
писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения. Оттолкнувшись от определенных
биографических сведений, можно написать правильное вступление.
Слайд 11Вступление биографическое:
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н.
Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны
большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 12Вступление может быть:
аналитическим: включает анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего
в формулировку темы. Чтобы не ошибиться в выборе ключевого понятия,
необходимо внимательно прочитать формулировку темы.
Слайд 13Вступление аналитическое:
Так распорядилась природа, что из всех
земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора.
Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?
Слайд 14Вступление может быть:
цитатным: содержит цитату, которая имеет прямое отношение к
теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
Слайд 15Вступление цитатное:
«Величайшая победа – это победа над самим
собой», –
сказал кто-то из древних мудрецов.
Задумаемся над этой фразой. О какой
победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?..
Слайд 16Вступление может быть:
вопросительным: Вступление-вопрос содержит несколько вопросительных предложений, помогающих зафиксировать
внимание на ключевых понятиях текста, ввести в курс темы и
заинтересовать того, кто читает сочинение. Умение задавать уместные вопросы – это целое искусство, овладев которым, можно написать яркое вступление.
Слайд 17Вступление вопросительное:
Что такое честь? Почему
она так ценилась во все времена? О ней говорит народная
мудрость: «Береги честь смолоду». Ее воспевают поэты, над ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, теряли смысл жизни.
Слайд 18Вступление может быть:
лирическим: эмоциональное восприятие, содержит описание мыслей и чувств,
возникших после прочтения произведения, выбранного для раскрытия темы сочинения.
Слайд 19Вступление лирическое:
Как мы все
хотим настоящей любви! Мы ее ждем, вожделеем, наслаждаемся ею или
страдаем от нее. Мы хотим быть любимыми и хотим любить! Любовь – смысл жизни! Любовь – сила! Любовь – чувство, свойственное только человеку!
Слайд 20Вступление может быть:
личностным: высказывание собственного мнения, собственной позиции.
Содержит описание
мыслей, связанных с темой сочинения, чувств, возникших у читателя, живущего
интересами своего времени.
Слайд 21Вступление личностное:
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема,
которую она затрагивает,
интересует меня не только как читателя, но и как человека,
живущего интересами своего времени и своего поколения…
Слайд 22Помните самое главное:
любое вступление должно быть ярким, чтобы подготовить
читателя (учителя, эксперта) к восприятию написанного сочинения.
Слайд 23Заключение может быть в виде:
обобщения сказанного;
риторического вопроса;
призыва к
читателю;
цитаты.
Слайд 24Обобщение сказанного:
Итак, как подсказывает нам история и
художественная литература, разум,
не
направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В
то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и
чувства, знания и нравственности, рассудка и
совести. Только в поиске этой гармонии и
заключается путь к истине.
Слайд 25Риторический вопрос:
Итак, настоящие друзья действительно
познаются в беде. Именно они
приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь.
Приходят, не дожидаясь
наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Слайд 26Призыв к читателю:
Итак, мудрый человек не почивает на лаврах
после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте
же идти вперёд, к
поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни
уныние не сбивают нас с верного пути.
Слайд 27Цитата:
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда
ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк
Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.
Слайд 28Источники:
http://tvoyrebenok.ru/images/presentation/school/m/017.jpg
http://www.hwp.ru/News/images/July2.2013/sharp_WG-N20_3.jpeg
http://samarus-school.ru/kak-nachat-itogovoe-sochinenie-ili-bolezn-belogo-lista.html
http://russian2015.ucoz.com/publ/itogovoe_sochinenie_11_klass/kak_nachat_sochinenie/10-1-0-244
http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2016/voprosyi-i-otvetyi-ot-fipi-po-itogovomu-sochineniyu-2016.html
http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/itogovoe/2015-11-19-230
http://legionr.ru/projects/webinars/?SECTION_ID=94