Слайд 1Иван
Александрович
Гончаров
"Капитальнейшая вещь"
роман "О б л о
м о в"
Слайд 2Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и
общечеловеческой, нравственной.
Слайд 3Анкетирование до изучения произведения на уроке
- Какое впечатление произвело
произведение, что в нём особенно
запомнилось,
почему?
Какие проблемы в нём ставит автор?
Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?
Возникли ли у тебя сокровенные мысли и хочешь ли ты поделиться ими с
товарищами?
Слайд 4По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода)
ты хотел бы выступить на уроке?
Что ты оцениваешь иначе, чем
автор, и почему?
Какие трудности встретились при чтении? Какие страницы, эпизоды не
осознал до конца?
Какие вопросы возникли во время чтения?
Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?
Слайд 5…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что
я в восторге от «Обломова», перечитываю его ещё раз. Но
что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.
Л.Толстой
Слайд 6«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к
ней: сижу в её комнате, иду в парк, забираюсь в
уединённые аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда я уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»
Слайд 7 Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский
летом 1857 года из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и
Лоховский. А оказалось, что речь идёт о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал его И.С.Тургеневу и А.Фету. И грянул успех, который Л.Н.Толстой уверенно назовёт «капитальным».
Слайд 8Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь
и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах
свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений?
Слайд 9В чём залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание
Обломова – это допустимый, возможный, законный её вариант? Роман не
даёт прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца,Ольгу, Захара, Пшеницыну.
Слайд 10Работа с текстом романа
Расскажите, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет,
квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия).
(По
1 главе)
Слайд 11Расскажите о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с
Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по 2-4 главам).
Слайд 12Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют
его встречи и диалоги с посетителями – гостями? (по 2-4
главам).
Слайд 13Чем Обломов выше своих гостей!
Почему писатель иронизирует над ним в
этих сценках? (по 2-4 главам).
Слайд 14Кто такой Обломов?
Его жизнь в Петербурге (5 глава)
Образование Обломова. Его
отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6
глава)
Слайд 15Кто такой Захар?
Его характер, отношение к Обломову.
Обязанности Захара.
Какова идейно-композиционная роль
Захара в романе? (7-8, 10 главы)
Слайд 16Дома перечитать гл.9 романа «Обломов»
1. Описание Обломовки.
2. Семилетний Обломов
в доме родителей.
3. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира;
занятия родителей.
4. Начальное образование.
Слайд 17Рефлексия:
Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня …
Я был
бы рад …
Я все время злился (злилась), потому что
…