Разделы презентаций


Изучение цикла «Петербургские повести»

Содержание

Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мультимедийный урок по теме:
Изучение цикла «Петербургские повести»

Мультимедийный урок  по теме:Изучение цикла  «Петербургские повести»

Слайд 2 Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских

повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло

теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке…
Г.А. Гуковский
Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все

Слайд 3План урока.
История создания цикла «Петербургские повести».
Работа над повестью «Шинель».

- «Непостижимый город»: человек и город в сюжете повести.

- Причины несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина.
Сопоставление «Медного всадника» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.

План урока.История создания цикла «Петербургские повести».Работа над повестью «Шинель».  - «Непостижимый город»: человек и город в

Слайд 4 Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3)
Как

решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя?
Каков Петербург

в изображении русских писателей?
Почему повесть Н.В. Гоголя «Шинель»называют одним из главных произведений в русской литературе?
Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3)Как решается тема «маленького человека» в произведениях Пушкина

Слайд 5 Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие

трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов,

когда Гоголь переживает творческий подъем.
Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города.
Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений.
Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге.
В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».
Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно, это вторая половина 1833 и

Слайд 6

Жизненные источники

(Петербург 30-40 годов)
«Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.
«В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…»
Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению
административного порядка течения бумаг в России
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть».
Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.
Жизненные источники

Слайд 7 «Шинель»

Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…
Ф.М.Достоевский

«Шинель»

Слайд 8 Заметки на полях
Анекдот - случай,

приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
Лепатьевское ружье. Лепаж

– знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья.
Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель трудов А.С.Пушкина, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.
Заметки на поляхАнекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ смешного

Слайд 9

Петербург Гоголя
1.Каким изображали Петербург русские

писатели?
2. Каким видят город герои и как его описывает Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях» и в «Шинели»?
3. Каким увидел город художник Савва Бродский? Что в тексте повести могло натолкнуть художника на такое изображение города?
Петербург Гоголя   1.Каким

Слайд 11
Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о

его занятиях, интересах, дайте толкование имени героя?


Заметки на полях
Акакий (русские

святцы) – смиренный
Акакий (греческий) - незлобный


Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о его занятиях, интересах, дайте толкование имени героя?Заметки

Слайд 12Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали?

Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или

иное графическое решение?
Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? Что в тексте повести могло натолкнуть художников

Слайд 13 В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?
-Какие изменения

произошли с героем после покупки шинели?
-Как дальше складывалась судьба героя?
-Какую

роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со значительным лицом?
В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?-Какие изменения произошли с героем после покупки шинели?-Как дальше

Слайд 14Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и

значительного лица вы заметили?

Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица вы заметили?

Слайд 15 Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в

сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С.

Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.
Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской

Слайд 16Контрольные вопросы:
Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника»

и Акакия Акакиевича из «Шинели»?
Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру

Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?
Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?
Контрольные вопросы:Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?Случайно ли упоминание

Слайд 17 «Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего

цикла их, как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы

трех циклов замкнулось…
Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно – кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более взволнованным призывом к его ниспровержению…
Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя
«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе.

Слайд 18Использованная литература
1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М.,

1999.
2. А.В. Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы.

Омск. 2009г.
3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г.И.Беленького. М. Просвещение. 1996г.
4. Журнал «Литература в школе» разных лет.
Использованная литература1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М., 1999.2. А.В. Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в

Слайд 19Урок подготовила
преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса
Самкова

Людмила Александровна

Урок подготовила преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпусаСамкова Людмила Александровна

Слайд 20КОНЕЦ

КОНЕЦ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика