Разделы презентаций


К уроку литературы 6 класс "Зимнее утро" А.С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин Зимнее утро— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе? — Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима? — Как поэт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
« ЗИМНЕЕ УТРО»
Цель урока:
1. Чтение стихотворения А.С.

Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих

автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;
2. Работа над выразительным чтением стихотворения,
3. Изображение красками эмоций после знакомства с текстом стихотворения.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН« ЗИМНЕЕ УТРО» Цель урока:1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью

Слайд 2Александр Сергеевич Пушкин
Зимнее утро

— Что вам кажется печальным и

что радостным в зимней природе? — Однообразен ли зимний пейзаж? Какие

краски для него характерны? Чем красива зима? — Как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?
Александр Сергеевич Пушкин Зимнее утро— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе? — Однообразен

Слайд 3 Подумайте:


— Какое чувство передано в этом

стихотворении? — На основании чего вы сделали такой вывод? — Что значит

— хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)


Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.
Подумайте:— Какое чувство передано в этом стихотворении? — На основании чего вы сделали

Слайд 4Настроение может быть:
Хорошее




Настроение может быть:Хорошее

Слайд 5Настроение может быть
Плохое



Настроение может бытьПлохое

Слайд 6— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно

ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало

стихотворения — радостное восклицание.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Н. Гончарова – жена А.С. Пушкина.



— К кому обращается поэт? — Как называет любимую?

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём

Слайд 7Вторая часть.

— Что описывает поэт? — С какой целью использует

контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по

контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру? — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, олицетворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно:

Вторая часть. — Что описывает поэт? — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра

Слайд 8
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И

речка подо льдом блестит.

— Можно ли их объединить? Описание: природы – пейзаж, комнаты – интерьер.
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.

Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,

Слайд 9Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в

санки Кобылку бурую запречь?

4-я строфа.
— описание интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.

Слайд 10Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые

сердцу места — 4-я часть:

Значение слов:
нега — наслаждение (устар.); взор —

взгляд, но в тексте — глаза (устар.); вечор — вчера (диал.); нынче — сейчас (устар.); озарена — освещена (устар.); велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.); предадимся — отдадимся (устар.).

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я часть:Значение слов:нега —

Слайд 11— Какие стихотворные размеры мы учили? Каким размером написано стихотворение?



ЯМБ, ДАКТИЛЬ;

ХОРЕЙ, АМФИБРАХИЙ.
мо – роз и солн – це день чу – дес – ный, ( ___ __/ )

Стихотворный размер.

— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)
Ямб – ( запишите определение).

— Итак, какое же общее настроение стихотворения? С каким цветом оно ассоциируется? Нарисуйте.

— Какие стихотворные размеры мы учили? Каким размером написано стихотворение? ЯМБ, ДАКТИЛЬ;

Слайд 12Таблица Журавлёва
Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий;
определите, какие цвета доминируют.

А

— густо-красный -действие Я — ярко-красный О — светло-желтый или белый

- мечты Е — зелёный Ё — жёлто-зелёный Э — зеленоватый И — синеватый Ю — голубоватый, сиреневатый - спокойствие И — синий У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.


— Проверьте ваши цветовые ощущения по таблице.
— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?
Таблица Журавлёва  Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий;определите, какие цвета доминируют.А — густо-красный  -действие Я

Слайд 13ВЫВОД:

Учились анализировать стихотворный текст и выразительно читать;

Познакомились с такими

средствами выразительности, как аллитерация и анафора;

Установили, что не только

слова, но и звуки обладают значимостью, также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи;

Узнали, что звуки можно изобразить в цвете;

Увидели, как тесно связаны науки литература и психология: эмоциональное воздействие литературного произведения БЕСПОРНО!



Мы молодцы!
ВЫВОД:Учились анализировать стихотворный текст и выразительно читать; Познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора; Установили,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика