Слайд 1Отражение культуры и быта карел в литературе
(на примере «Калевалы»).
Авторы
работы: Александрова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы,
Корнелюк
Анна,
учащаяся 10 – А класса
МОУ «СОШ №1 с углублённым изучением иностранного языка»
г.Костомукша
Слайд 2Элиас Лённрот – создатель «Калевалы».
Ежегодно двадцать восьмого февраля отмечается День
«Калевалы». Именно в этот день в 1835 году Элиас Лённрот,
создатель этой не просто замечательной, а уникальной поэмы, скромно подписал инициалами «E.L» предисловие к ней.
Слайд 3Внешнее сходство «Калевалы» с Библией.
Поэма, как и любая книга Библии,
разделена на отдельные песни (главы), те, в свою очередь, делятся
на стихи. В начале каждой песни (главы) дается ее краткое содержание, опять же с указанием соответствующих стихов.
Слайд 4 В поэме, как и в Библии, единственное слово, не являющееся
именем собственным, пишется с заглавной буквы – это слово Бог,
когда оно относится к единому Творцу всего сущего.
Слайд 5Заговоры и магия.
В основе лечения лежали как рациональные, так и
религиозно-магические методы. Народная медицина карел теснейшим образом связана с магией,
верой в сверхъестественные силы. Секреты способов и средств лечения передавались из поколения в поколение.
Слайд 6 Нельзя не сказать о тех, кто в совершенстве владел этими
методами, – знахарях.
Вековечный Вяйнямёйнен,
Заклинатель изначальный,
Повреждения исправил,
Сглаз и порчу обезвредил,
Удалил препоны злые,
Настланные наважденья…(45:355-360).
Слайд 7Вяйнямёйнен изготовляет кантеле.
Большинство деяний Вяйнямейнена связано с водой, рыболовством –
сооружение лодки, создание кантеле из костей рыбы, плетение сетей.
Слайд 8
Не случайно и имя его соотносят с водой (vaina –
спокойное течение в широкой реке или проливе).
Вековечный Вяйнямёйнен
Сотворил певучий короб.
Целый
летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном…(44:167-172).
Слайд 9Илмаринен.
Имя другого героя карельского эпоса – Илмаринена – связывают с
воздухом (ilma – воздух). Он выступает как друг, соперник, помощник
Вяйнямейнена. Илмаринен – герой позднего периода, эпохи железа.
Слайд 10 Он кузнец, с его действием связано создание небесного свода, солнца,
луны, золотой девы. Одним из важнейших деяний Илмаринена является выкованное
им сампо. Это единственный в своем роде волшебный чудо-предмет, даже осколки которого приносят счастье.
Мы туда поставим сампо,
Эту крышку расписную,-
На туманный берег мыса,
На далёкий остров мглистый,
Чтобы счастье там хранилось,
Находилось там извечно.(42:179-184).
Слайд 11Промыслы.
Охотилась каждая карельская семья из поколения в поколение на
одной и той же территории, охватывающей десятки километров и представляющей
собой замкнутый круг. На медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося охотились с собакой. Медведь у карел почитался особо, хотя в народе его очень боялись.
Слайд 12Куллерво.
Трагической фигурой в поэме Леннрота становится Куллерво – раб-мститель, направивший
на жену Илмаринена стаю медведей и волков и кончающий жизнь
самоубийством за свой тяжкий грех (связь с девушкой, которая оказывается его сестрой).
Слайд 13Айно.
У карел редки были случаи насильственной выдачи замуж, но всё
же случалось и такое. Трагична судьба Айно – девушка настолько
глубоко переживает решение родителей отдать ее замуж за старого Вяйнямейнена, что уходит к морю и там гибнет, возможно, не желая этого.
Слайд 14 Доплыла до камня дева,
взобралась она на камень,
на скале морской уселась,
на
блестящей луде пестрой –
камень в море погрузился,
в глубину ушел морскую,
с
ним на дно ушла девица,
со скалою вместе – Айно (4: 319-325).
Слайд 15Свадебные обряды карел.
Свадебный ритуал карел имел длительную историю развития.
К каждому
моменту свадьбы была приурочена своя песня. В целом их можно
объединить в две большие группы: песни, исполняемые в доме невесты (этот цикл обычно называется «Летел орел с востока»),
Слайд 16 и песни, исполняемые в доме жениха («Мир ждал новолунья»).
Как правило,
первой пели «Песню зятю»:
Ты узнал откуда, милый,
Где ты, яблочко, услышал,
Что
здесь выросла девица? (19: 409-411).
Слайд 17Основное средство передвижения карел – лодка.
Лодка в жизни карела играла
важную роль. На ней перевозили грузы, сено с покосов, ловили
рыбу, во время свадьбы она часто заменяла праздничную конную повозку, наконец, в последний путь карела провожали также на лодке.
Слайд 18
Вековечный Вяйнямёйнен
Лодку в синий цвет покрасил,
Половину судна – в красный,
Золотом
расцветил перед,
Серебром корму отделал…(18:8-12).
Слайд 19Значение «Калевалы»
«Калевала» поощрила представителей других народов к созданию своих национальных
фольклорно-литературных эпопей. Появились эстонский эпос «Калевипоэг» Ф. Крейцвальда и латышский
эпос «Лачплесис» А. Пумпура.
«Калевала» переведена на некоторые африканские языки.
«Калевала» в переводе Л.Бельского отмечена Пушкинской премией Академии наук.
Впервые напечатана в 1888 году в журнале «Пантеон литературы».