Слайд 1Почему они не могут быть счастливы?
Итоговый урок по разделу «Открывая
мир вокруг нас».
Слайд 2Объедините следующие произведения:
Группа первая:
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»
И.С. Тургенев
«Муму»
И.С. Тургенев «Бирюк»
Группа вторая:
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»
Стихи о
войне
Группа третья:
А. Грин «Четырнадцать футов»
О. Генри «Последний лист»
А.С. Пушкин «Выстрел»
А.С. Пушкин «Дубровский»
Слайд 3Задание
1. Определить, по какому принципу объединены группы.
2. Найти общее в
героях произведений групп.
3. Составить схему движущих сил человеческих отношений героев
произведений.
Слайд 4Например
«Старик в станционном буфете»: бедность, чувство собственного достоинства, забота о
том, кто рядом, – и беспринципность, вседозволенность, желание доминировать. Судят
– буфетчица и автор рассказа.
Слайд 5 И.С. Тургенев «Муму». Герасим: чувство долга, чувство собственного достоинства, нерастраченная
любовь к ближнему; ясная, законченная картина мира. И барыня: отсутствие
чувства любви, долга к ближним и попытки управлять чужими судьбами, подтверждая этим для себя отсутствие любви и в других. Финал – Герасим выходит победителем в моральном противостоянии; он не считает себя должным служить человеку, дискредитировавшего себя в его глазах. Но многое в нём гибнет от столкновения с барыней.
Слайд 6 И.С. Тургенев «Бирюк». Человек долга, психология человека, который служит –
господину ли, ничего не получая взамен, и человек, который не
считает для себя зазорным украсть, оправдывая это бедностью и социальной несправедливостью.
Слайд 7 Общее: любовь и чувство долга – это то, что есть
у главных героев этих произведений. Это их счастье, но это
же становится и их испытанием при столкновении с миром, с людьми совсем другого плана.
Слайд 8Почему они не могут быть счастливы?
Герои произведений раздела «Открывая мир
вокруг нас» – это реальные люди, а не персонажи русских
народных сказок. Поэтому счастье для них не выражается в богатстве, красивой жизни, удовольствиях, высоком социальном статусе. Их счастье – счастье поиска, счастье через испытания, преодоления и любовь. Поэтому, оглядываясь вокруг, читатель открывает мир не только вовне, но и внутри себя, ставит вопрос уже о своём «я».
Слайд 9 Открывая мир вокруг себя, мы открываем людей; то, что движет
ими, их чувства, страсти, их правила; те барьеры, которые они
сами, своим воспитанием, своими убеждениями поставили для себя и через которые переступить не могут, не потеряв в той или иной мере себя.
Слайд 10Итоговое сочинение по разделу
Что нового мы открыли в мире вокруг
нас?
Слайд 11 1. Сложное создание – человек (по рассказам И.С. Тургенева «Муму»,
«Бирюк»).
Примерный план написания сочинения.
1. «Записки охотника» как явление в литературе.
2.
Почему рассказ «Бирюк» можно назвать очерком?
3. Бирюк как личность.
а) Жизненные принципы Бирюка.
б) Простые ответы на простые вопросы.
в) За что не любят Фому Кузьмича.
4. Проблема чести и совести как один из основополагающих жизненных принципов.
5. Есть ли у Бирюка будущее? Почему?
6. Что нового «о мире вокруг» открыл для меня рассказ «Бирюк»?
Слайд 12 2. Уроки А.С. Пушкина (по прочитанным «Повестям Белкина»).
3. Автор и
его герой в ... (текст по выбору учащихся).
Слайд 13Автор и его герой в повести А.С. Пушкина «Выстрел».
1. «Повести
Белкина» как истории о человеческих страстях.
2. Тема неоконченной дуэли в
повести А.С. Пушкина «Выстрел».
3. Можно ли назвать вынашиваемую месть Сильвио оправданной?
4. Личность Сильвио.
а) Интересы, стремления, жизненные планы Сильвио.
б) Сильвио в финальной сцене дуэли с графом.
в) Что, по-вашему, означали слова «предаю тебя твоей совести»?
5. Автор повести – поэт и дуэлянт.
а) Первая глава повести как автобиографическое описание дуэли поэта в июне 1822 года с офицером Зубовым.
б) Как поменялись акценты при перенесении в повесть реальной сцены дуэли.
в) Кому сочувствует автор в повести «Выстрел»?
6. Проблемы чести и совести в повести «Выстрел».
7. Что нового для меня открылось в этом произведении о «мире вокруг нас».
Слайд 14 4. Два помещика (по роману
А.С. Пушкина «Дубровский»).
Слайд 15 Подводя итоги изучения раздела, мы с полным правом можем сказать
о движущих силах человеческих отношений, которые создают мир вокруг нас
и делают человека таким, какой он есть, благодаря преодолению и душевному росту. Ни один из героев не получил того счастья, которое описывается в сказках, но цель – то, ради чего стоит жить: любовь, любимое дело, честь, справедливость – была лучшей наградой за все их лишения. Так, открывая мир вокруг себя, благодаря текстам произведений, мы видим составляющие как нашей повседневной жизни, так и исторических событий.
Слайд 16Домашнее задание
Написать сочинение (в тетрадях для сочинений по литературе) на
одну из тем.
Прочитать вступительную статью к разделу «Смеясь сквозь слёзы»
(с. 122–123).