Разделы презентаций


Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения на уроках чтения в 4 классе

Содержание

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения на уроках чтения в

4 классе
Автор: учитель начальных классов
Закалашвили Зоя Заликоевна
МБОУСОШ№ 4
п.Росляково
ЗАТО Североморск
Мурманской области

Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения  на уроках чтения в 4 классе Автор: учитель начальных классовЗакалашвили

Слайд 2Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.
Расширять литературный

кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ

века.
Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
Совершенствовать выразительность чтения.

Автор: Закалашвили З.З.

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской

Слайд 3Что такое тропы?
Слова и выражения, употребленные в переносном значении и

создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами.
Название «троп»

– от греч. «тропус»,что значит «образное выражение, оборот».

Автор: Закалашвили З.З.

Что такое тропы?Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях,

Слайд 4Автор: Закалашвили З.З.

Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 5Фонетические средства
Аллитерация.
Ассонанс.
Звукоподражание.
Интонация.
Ритм.
Пауза.
Рифма.

Автор: Закалашвили З.З.

Фонетические средстваАллитерация. Ассонанс.Звукоподражание.Интонация.Ритм.Пауза.Рифма.Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 6 Лексические средства
Аллегория


Метонимия
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
Перифраза
Паронимы
Синекдоха
Литота
Оксюморон
Парадокс

Автор: Закалашвили З.З.

Лексические средства Аллегория            МетонимияМетафораСравнениеОлицетворениеГиперболаПерифразаПаронимыСинекдохаЛитотаОксюморон ПарадоксАвтор:

Слайд 7Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания

первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения

помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Нахмурился, словно туча.
И берёзы стоят как большие свечки.

Автор: Закалашвили З.З.

СравнениеСопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто,

Слайд 8Эпитет
Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или

действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А.С.Пушкин)

Автор: Закалашвили З.З.

ЭпитетЭпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные

Слайд 9Метафора
Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного

предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в

краткой форме создать ёмкий образ.

Горит восток зарёю новой…
(А.С.Пушкин)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело.
Принахмурилась земля.
(Ф.И.Тютчев)

Автор: Закалашвили З.З.

МетафораМетафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Слайд 10Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность

метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.

…Звезда

с звездою говорит.
(М.Ю.Лермонтов)
…Спит земля в сиянье голубом.
(М.Ю.Лермонтов)

Автор: Закалашвили З.З.

ОлицетворениеНаделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы,

Слайд 11Метонимия
Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного

предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести

к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.







Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая)

Ликует буйный Рим.
(М.Ю.Лермонтов)

Только слышно на улице где-то,
Одинокая бродит гармонь.
(М.Исаковский)

Автор: Закалашвили З.З.

МетонимияМетонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности.

Слайд 12Аллегория
Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в

конкретных художественных образах
Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в

образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы.

Автор: Закалашвили З.З.

АллегорияАллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образахНапример, в баснях, сказках глупость,

Слайд 13Гипербола и Литота
Гипербола, или художественное преувеличение.

Литота, или художественное преуменьшение.
Автор:

Закалашвили З.З.

Гипербола и ЛитотаГипербола, или художественное преувеличение. Литота, или художественное преуменьшение.Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 14Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках

стихотворений поэтов?
Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет)
эпитет
Автор: Закалашвили

З.З.
Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов?Печальная береза У моего окна И

Слайд 15Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед

и пламень.
Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

олицетворение

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
( М. Лермонтов)

метонимия

Автор: Закалашвили З.З.

Они сошлись. Волна и камень,  Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой.

Слайд 16Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит

свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые

косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Автор: Закалашвили З.З.

Стихотворение Сергея Есенина  «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи

Слайд 17Лексические средства стихотворения С.Есенина
Автор: Закалашвили З.З.

Лексические средства стихотворения С.ЕсенинаАвтор: Закалашвили З.З.

Слайд 18Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в

начале и в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые

засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Автор: Закалашвили З.З.

Как движется взгляд поэта:  что он видит в природе в начале  и в конце стихотворения?

Слайд 19Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов

одушевляет явления природы?
Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся.
С помощью

слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей.
Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Автор: Закалашвили З.З.

Как поэт изображает эти явления природы?  С помощью каких слов одушевляет явления природы? Есенин изображает мир

Слайд 20Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?
Особую роль в

этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы

согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
«шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Автор: Закалашвили З.З.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в

Слайд 21Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?
«золотые»,

«румянит»,
«зеленые»,
«серебряные»,
«перламутром».
Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие,

разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Автор: Закалашвили З.З.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?  «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в

Слайд 22 Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению  Есенина?
Вначале должна

звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую

и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую.
В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

Автор: Закалашвили З.З.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению  Есенина? Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая

Слайд 23Полезные ресурсы

http://www.lit-studia.ru/Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)
Фон

слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpg
http://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html. Изучение лирики в начальной школе
http://www.litra.ru/
http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24 Муз.миниатюра С.Есенин «С

добрым утром!»
Г.Александрова «Занимательный русский язык»,Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г.
Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133
Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов. –М., 1974.
Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. –М.: Учпедгиз, 1954.-288с. 43. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119
Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. –М., "Просвещение", 1965.-348с.
Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127
Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111
Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.
Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. –М.,1982.-344с.
Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.-574с.




Автор: Закалашвили З.З.

Полезные ресурсыhttp://www.lit-studia.ru/Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)Фон слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpghttp://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html. Изучение лирики в начальной школеhttp://www.litra.ru/http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика