Слайд 1Представление урока литературы в 7 классе
Слайд 3 Организация
Ролевая
игра «Учитель - коллеги"
Слайд 4
Тема урока:
«Мы в ответе за тех, кого приручили…»
(По рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Цели: учащиеся должны
узнать некоторые
факты из жизни писателя;
прочитать рассказ «Кусака»;
найти ключевые эпизоды и фразы;
понять, что хотел сказать автор читателю;
найти свой смысл в этом рассказе.
Слайд 5Стадия вызова:
Есть ли у вас собака? Расскажите о ней.
За что
вы ее любите?
Как она к вам попала?
Кто из писателей создал
в литературе образ собаки?
Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Андреева «Кусака».Знакомство с биографией автора (кратко).
Как вы думаете, о чем это произведение? Чем эта кличка отличается от привычных нам собачьих кличек?
Слайд 6
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого
сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но
вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
Слайд 7Осмысление содержания
Чтение произведения с остановками. Поиск ключевых слов и фраз.
Первая
остановка (после гл.I):
Как живет собака?
Как первый раз было обмануто доверие
собаки?
Повлияло ли это на её дальнейшую жизнь, на её характер?
Какими художественными средствами автору удается вызвать сочувствие, сопереживание?
Слайд 8Вторая остановка (гл.II):
Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
Как
складывались отношения с дачниками?
Третья остановка (гл.III):
Какие изменения произошли с Кусакой?
Как
Кусака выражала свою преданность?
Почему не могла радоваться до конца?
Слайд 10Четвертая остановка (гл. IV):
Как мама убеждала Лелю, что собаку нужно
оставить?
Как будут развиваться события дальше?
(дерево предсказаний)
Чтение финала (гл. v)
Почему
Кусаку не взяли?
Кто будет больше скучать: Леля или Кусака?
Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?
Как бы вы поступили?
Слайд 11Итоговые вопросы:
О чем этот рассказ?
Почему героем является собака?
Сможет ли Кусака
еще раз довериться людям?
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
К чему
призывает автор?
В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.
Л.Андреев
Слайд 12Рефлексия
Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…
Особенно запомнилась мысль …
Домашнее задание: творческая работа (по выбору)
Письмо Леле.
Допишите рассказ.
О чем меня
заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?
Слайд 14Памятник бездомным животным «Сочувствие» г. Москва, 2007г.
Первый в
мире памятник, посвященный гуманному отношению
к бездомным животным.
Скульптор
А. Цигаль.
Слайд 15Памятник собачьей верности. Польша.
Пес Джок несколько месяцев приходил
на
автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не
появился…
Слайд 16Памятник сенбернару Барри. Франция
Собака не только отыскала
лежавшего
на самом краю пропасти ребенка, но сумела привести его
в чувства,
а затем перенесла
в безопасное место.
Слайд 17«Памятник Преданности»
г.Тольятти, 2003 г.
На протяжении 7 лет немецкая овчарка,
хозяева которой погибли
в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги.
Слайд 18Памятник собаке Балто. США, г.Нью-Йорк
Балто-спаситель.
Во время страшной эпидемии собака
доставила в город вакцину из населенного пункта, находящегося
на расстоянии
300 километров.
Слайд 19Материал подготовила :
Воробьева Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
Красноярский
кадетский корпус.
Было трудно:
сформулировать цели
Было легко: определить тему, подобрать приемы.