Слайд 1ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
«История души человеческой»
( по роману М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»)
Учитель
Злыгостева Ирина Николаевна МБОУСОШ №6 г.Салехард
Слайд 2ЦЕЛИ:
-Повторение и углубление материала по теме «Образ Печорина в романе
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.»
-В игровой форме расширение представлений о второстепенных
персонажах романа и их роли в раскрытии личности главного героя
-Формирование устойчивого интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова
Слайд 3ПРАВИЛА ИГРЫ
-Игра проводится среди учащихся 9-ых классов
-1ый этап игры- отборочный.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины.(Приложение№1).Те , кто набирает наибольшее количество
«орденов», становятся «умниками». 9 «умников» участвуют в игре.
-Игра состоит из трех туров, в каждом из которых соревнуются 3 «умника». Финальное состязание определяет победителя.
-Состязание проходит на дорожках красного, желтого и зеленого цвета. Выбравший красную дорожку, отвечая на 2 вопроса, не имеет права на ошибку. Выбравший желтую дорожку, отвечая на 3 вопроса, имеет право на одну ошибку. Выбравший зеленую дорожку, отвечая на 4 вопроса, имеет право на 2 ошибки. Очередность определяется по итогам выступления игроков в течение30 секунд на предложенную тему.
-Оценивает ответы «ареопаг»(жюри), в составе которого родители, учителя, ученики
Слайд 4ХОД ИГРЫ
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва
ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно
когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить
участие или удивление».
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 51 ТУР
«Герой нашего времени» как бы
не имеет времени, он
живет всегда
и не хочет нам открываться»
В.Б. Шкловский
-Как вы
понимаете высказывание В.Б.Шкловского?
(На выполнение задания -2 минуты:подготовка-1,5мин. И выступление-30 секунд)
Слайд 6ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА
УЗНАЙ СЕБЯ:
«Нет, я не Байрон,я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он
гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»
Слайд 9ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОРИН
?
Слайд 10ВОССТАНОВИТЕ СВОЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
«Во мне душа испорчена…, воображение…, сердце…
,жизнь моя становится… день ото дня…»
Слайд 11ВОССТАНОВИТЕ СВОЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
«Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное,
сердце ненасытное ,жизнь моя становится пустее день ото дня…»
Слайд 12ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
«Он сделал из себя самый любопытный предмет своих
наблюдений …» ( В.Белинский)
Слайд 14М.А. ВРУБЕЛЬ. 1890 Г.
«Зачем я жил? Для какой цели я
родился?»
Слайд 20М
М. Врубель. Княжна Мери и Грушницкий. 1890.
Д. Шмаринов. Княжна
Мери и Грушницкий. 1941.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась,
подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко…
Слайд 21
Е
Я быстро наклонился к ней, обвил рукой ее гибкую талию.
«Смотрите наверх! – шепнул я ей, - это ничего, только
не бойтесь; я с вами»….
- Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы…
Л.Е. Фейнберг.
Переправа через Подкумок.
1940—1941
Слайд 22М.А. ВРУБЕЛЬ. 1890-1891 ГГ.
Р
«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке
не было».
Слайд 23и
В.А. Серов.
Объяснение Печорина с Мери.
1891.
Она обернулась ко мне
бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали.
- Я ВАС
НЕНАВИЖУ… - сказала она.
Слайд 25
Э.М. Андриолли. Вера в гроте. 1879
16-го мая
… Я подошел к
самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной
скамье сидит женщина, в соломенной шляпе, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.
Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса: она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек…
Слайд 26-Кому из героев принадлежит это высказывание?
Вставьте пропущенные буквы и
знаки препинания
Моя бе-цветная молодость прот-кала в борьбе с собой и
светом лучшие мои чувства боясь н-смешки я х-ронил в глубине сердца они там и умерли. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества я стал и-кусен в науке жизни и видел как другие без и-кусства счас-ливы пользуясь даром теми выводами которых я так н-утомимо д-бивался. И в груди моей родилось отча-ние пр-крытое любезностью и добродушной улыбкой.
Слайд 27(Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом;
лучшие мои чувства , боясь насмешки, я хоронил в глубине
сердца: они там и умерли.Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел.,как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выводами, которых я так неутомимо добивался. И в груди моей родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой» ( Печорин , повесть «Княжна Мери»)(Слайд»№33)
Слайд 28Из какой повести эти строки ?
Вставьте пропущенные эпитеты
«Вид с
трех сторон у меня ….Весело жить в такой земле! Воздух
… и …,как поцелуй ребенка; солнце …,небо …-чего бы , кажется, больше?
Слайд 29«Вид с трех сторон у меня чудесный….Весело жить в такой
земле! Воздух чист и свеж ,как поцелуй ребенка; солнце ярко
,небо сине-чего бы , кажется, больше?
Вид Пятигорска. Масло.1837 М.Ю.Лермонтов
Слайд 30ПО ПРИВЕДЕННЫМ ПРИЗНАКАМ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К РЕЧИ.
А. Обилие
научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами,
весьма парадоксальна
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная
В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности
1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий
Слайд 31РЕЧЬ ГЕРОЕВ
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными
сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна- Печорин
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе,
речь отрывиста, четкая, бесстрастная-Грушницкий
В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности-Максим Максимыч