Слайд 2Михаил Михайлович Пришвин
Сказка-быль
«Кладовая солнца».
Работа учителя русского языка и литературы средней
школы N7 г.Гатчины
Мушкатёровой Татьяны Павловны
Слайд 3Цели урока:
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения;
Развитие у учащихся навыков исследовательской
работы, навыков сотрудничества.
Слайд 4Задачи урока.
Найти ответы на вопросы:
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Как
война вторглась в жизнь детей.
Одухотворение природы, её участие в судьбе
героев.
Сказка и быль в «Кладовой солнца».
Отношение автора к героям и событиям, в чем это проявляется.
Философская глубина и художественное своеобразие произведения.
Слайд 5Михаил Михайлович Пришвин
1873-1954
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его
любви к человеку.
К.Паустовский
Слайд 6Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии
.
В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию»(первое
устремление к мечте)
Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ.
Миша Пришвин 8 лет
Слайд 7Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение
Лейпцигского университета в Германии.
Учительствовал в селе, работал агрономом, в
20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал.
Под Костромой 1931
Кабардино-Балкария 1936
Слайд 8М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель»,
«Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
Слайд 9Сказка-быль «Кладовая солнца»
написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания
Великой Отечественной войны.
«Кладовая солнца» – одно из лучших произведений русской
литературы для детей .
Слайд 10Настя и Митраша
Где и когда происходит действие?
Как жили дети
после смерти родителей?
Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение
автора к Насте и Митраше?
Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?
Слайд 11Настя.
Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые
монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»
Слайд 12Митраша.
Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький,
как у сестры».
«Умненькие дружные ребята».
-В каком значении в данных
словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).
Слайд 13Толковый словарь.
Золотой –1. Сделанный из золота.
2.перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота.
3.перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.
Слайд 14Вывод.
После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно,
вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах»
(домашних животных)
Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.
Слайд 15Жанр произведения– сказка-быль.
Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место
в действительности.
Сказка- фольклорная (народная)-занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной
истории.(Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом).
Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.
Слайд 16Сказка и быль .
Рассказ о жизни Насти и Митраши –
это сказка или быль?
Где сказка входит в их жизнь?
Слайд 17Сосна и ель, растущие вместе.
Зачем писатель вставляет повествование о сосне
и ели?
Докажите, что это не просто рассказ, а сказка?
Запишите несколько
предложений как стихотворение.
Слайд 18Сосна и ель
С тех пор лет, может быть двести эти
ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их
стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой
корнями за питанье,
сучьями –за воздух и свет.
(Есть ритм и одинаково построенные предложения)
Слайд 19Вывод.
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт
понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого
момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.
В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
Слайд 20Главная проблема произведения–проблема выбора своего пути.
О чём спорят Настя
и Митраша у Лежачего камня?
Можно ли сказать, на чьей стороне
автор?
Как изменилась природа после ссоры детей?
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе?
Почему он попал в беду?
Как вела себя Настя , оставшись одна?
Почему Настя забыла о брате?
Как автор относится к происходящему?
Слайд 21Вывод.
Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но
Митраше не хватило жизненного опыта.
Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и
для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям.
Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми.
В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».
Слайд 22Блудово болото –кладовая солнца.
Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая
солнца»?
Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
Слайд 23Травка и Антипыч.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Почему Пришвин отказался
от этого названия?
Расскажите о жизни Травки.
Почему Травка пришла на помощь
человеку?
Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
Слайд 24Правда Антипыча –правда жизни.
Как вы понимаете выражение «Эта правда есть
правда суровой борьбы людей за любовь»?
Слайд 25Вывод.
Любовь
к Родине
к людям
к
природе
к труду
к познанию неизведанного
Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба.
Слайд 26
Ответь на вопрос: «Чему меня научила
эта книга?»
Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой
луг».
Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».