Слайд 1ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
2019-2020:
НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Слайд 24 декабря 2019 года (основная дата)
5 февраля 2020 года (дополнительные
сроки)
6 мая 2020 года (дополнительные сроки)
В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ СРОКИ
СДАЧИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
Слайд 3ПЯТЬ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. «Война
и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3.
Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Слайд 4
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5
тем сочинений из закрытого перечня.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам
за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Слайд 5К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным
требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов
– от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 6Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется
самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 7ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КРИТЕРИЯМ:
1)соответствие
теме;
2) аргументация, привлечение литературного материала;
3)композиция;
4) качество речи;
5) грамотность.
Слайд 8
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для
получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям
№1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 9
При выставлении оценки учитывается объем сочинения.
Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все
слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 10
Критерий №1 «Соответствие теме»
проверка содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на
предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос,
поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 11
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему
и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала;
показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.)
до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение
между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 13
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 14
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если
речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).