Слайд 1Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Краткие сведения о
литературе до 19 века
Выполнила: учитель русской речи
Н.С.Люфт, СОШИ №
7
Слайд 2Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Что такое древнерусская
литература?
Древнерусская литература
это русская литература
первых веков её существования
(11-17 в.в.)
Слайд 3Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Отличительные черты:
Книга была
рукописная.
Автор в большинстве произведений отсутствовал.
Литература делилась на 1) церковную и
светскую 2) переводную и оригинальную
Слайд 4Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Поучение - беседа
о духовных ценностях (о добре и зле, о порядочности)
Повесть как
правило повествует о важных исторических событиях.
Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях.
Житие – описание жизни святых.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Слово – образец торжественного красноречия.
Слайд 5Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слово о полку
Игореве
Слайд 6Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 7Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 8Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 9Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 10Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 11Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 12Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Автор показывает первопричину
горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ,
и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»
Слайд 13Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 14Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Слайд 15Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
К.Васильев «Плач Ярославны»
Слайд 16Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Классицизм
(от латинского- «образцовый»)
Слайд 17Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Понятие о классицизме
Классицизм
– художественное направление (течение) в искусстве и литературе
XVII – XVIII веков.
Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Слайд 18Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Истоки мирового классицизма
Франция
(17век)
Основные представители французского классицизма
В литературе были: Корнель «Сид»,Мольер «Скупой»,
«Мещанин во
дворянстве», «Тартюф»
Поэты-классицисты изображали жизнь разумной и со-
размерной
Основной лозунг классицизма17-18века-подражание
природе
Герои делятся на положительных и отрицательных
Каждый герой-носитель какой-нибудь черты (доброде-
тели или порока)
Слайд 19Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Эстетические принципы
Принцип «подражания
природе».
Ориентация на античное искусство.
Простота, стройность, логичность композиции произведения.
Общественная, гражданская проблематика.
Основные
герои – цари, полководцы, государственные деятели.
культ разума
Слайд 20Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Эстетические принципы
Строгая иерархия
жанров.
Теория «трёх штилей».
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
Выделение одной
ведущей черты в характере героя.
«Система амплуа».
Правило «трёх единств».
Слайд 21Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Принцип трех единств
единство
времени: действие развивается не более суток
единство места: автор не должен
переносить действие из одного места в другое
единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10)
все действующие лица обязательно связаны сюжетом, не должно быть побочных действий и персонажей
Слайд 22Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Правило «трёх единств»
Время –
1 день
Место –
1
дом
Действие –
1 конфликт
Слайд 23Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Жанры
Высокие
Средние
Низкие
трагедия
ода
эпопея
научная
поэзия
элегия
послание
комедия
басня
сатира
Слайд 24Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
«Система амплуа»
Слайд 25Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Писатели XVIII века
Д.И.Фонвизин
Г.Р.Державин
Слайд 26Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Писатели XVIII века
Н.М.Карамзин
А.Н.Радищев
Слайд 27Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Сентиментализм
Слайд 28Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Сентиментализм - литературное
направление, где на смену культа разума приходит культ
чувственности, чувства
Возникает в
Англии в 30-е годы 18 века
Слайд 29Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Основные особенности сентиментализма
Изображение
природы
Внимание к внутреннему миру человека (психологизм)
Важнейшая тема - тема смерти
Игнорирование
окружающей среды
Обстоятельствам придается второстепенное значение, опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства
Слайд 30Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Идейная основа
Протест против
испорченности аристократического общества
Основное свойство - стремление представить человеческую личность в
движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях
Слайд 31Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Основные жанры сентиментализма
Элегия
Психологическая
драма
Психологический роман
Дневник
Путешествие
Психологическая повесть
Слайд 32Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7
Домашнее задание: с
7 – 10 пересказ