Слайд 1
Презентацию подготовила Штыкина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы,
средняя
школа-интернат
с.Багдарин,
Республика Бурятия
Слайд 2Федор Александрович Абрамов
Гимн лошади
Слайд 3Федор Абрамов родился в 1920 году в деревне Веркола Архангельской
области
Слайд 5Годы учебы
1928-1938
В начальной школе
14лет
Девятиклассник
Перед окончанием школы
Слайд 6В
Школа в деревне Веркола,
где с 1 по 4
класс учился будущий писатель
Слайд 7
1938 год. Федор Абрамов заканчивает с отличием школу и становится
студентом филологического факультета
Ленинградского государственного университета
Слайд 81941 год. Федор Абрамов – студент третьего курса - уходит
на фронт
Слайд 9После войны Федор Абрамов заканчивает Ленинградский университет , поступает в
аспирантуру, становится кандидатом наук, затем заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ
Слайд 101960 год. Абрамов уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию
, - и не возвращается в университет: он сам начинает
писать художественные произведения
Слайд 11Центром произведений писателя становится деревня Пекашино, в которой легко угадывается
родная Абрамову Веркола. В судьбе жителей этой деревни автор видит
отражение судеб всего русского народа.
Слайд 12« Я не могу жить, не могу писать, если не
вдохну воздуха родного края, не пройду по родной земле...»
Слайд 13Произведения Абрамова проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и
любовью ко всему живому. Особенно трепетно он относился к лошади
Слайд 14В рассказе «О чем плачут лошади» Абрамов создал гимн лошади
«...лошадью
жили и дышали, ей скармливали самый лакомый кусочек, а то
и последнюю краюху хлеба. Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать её, а сколько ласковых, благодарных слов выслушивала она! С какой любовью распрягали её, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили!»
Слайд 15«... .сокровище! Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому
как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни
в лес. Да и не погулять как следует.»
Слайд 16«...русские гулянья на лошадях о Маслянице сравнить не с чем»-восторгается
автор рассказа
Все преображалось, как в сказке.
Эх, гулюшки! Эх, родимые!
Не подкачайте, потешьте сердце молодецкое!
Слайд 17«Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь»
Слайд 18«Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома»
Слайд 19«...про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать...»
Слайд 20«...конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился...»
Слайд 21«И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья – встречало
тебя почти каждое крыльцо»
Слайд 22«Всё – конь, всё – от коня: вся жизнь крестьянская
с рождения до смерти...»
Слайд 23Тест по произведению
Прочитайте фрагмент произведения
«О чем плачут лошади» и
выполните задания
А1-А5; В1-В5; С1
От слов: «Самые сложные, самые разноречивые
чувства вызывали у меня эти лошади.
До слов: «Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»
Слайд 24А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент
1) роман
2) повесть
3)
очерк
4) рассказ
Слайд 25А2. Какое место занимает данный фрагмент в произведении?
1) является одним
из этапов развития сюжетного действия;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4)
является экспозицией.
Слайд 26А3. Главной идеей данного фрагмента является:
1) красота среднерусской природы;
2) злость
главного героя к установившимся порядкам на селе;
3) тяжёлая жизнь
лошадей;
4) лёгкая жизнь лошадей на селе.
Слайд 27А4. Какое чувство овладевало главным героем, когда он часами смотрел
на лошадей?
разочарование;
волнение, радость;
уныние;
тоска.
Слайд 28А5. С какой целью автор при характеристике лошадей использует слова
и выражения:«томились, умирали от жажды, их донимал гнус», «тучей клубился
над ними комар и мошкара»?
объясняет трудности крестьянской жизни;
наделяет животных героическими чертами;
характеризует внешний облик животных;
подчеркивает тяжёлую жизнь лошадей.
Слайд 29В1
Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить
свое отношение к нему: «крестьянское сердце»,
«лошадиную красоту», «добрых и умных
животных», «пыльная и несъедобная травка»
Ответ:___
Слайд 30В2
К какому типу лексики относится выделенное слово в предложении
«...
дернина была изгрызена и выбита дочерна»
Ответ:___
Слайд 31В3
Из абзаца, начинающегося со слов «В общем, что говорить...», выпишите
словосочетание, которое характеризует жизнь лошадей в деревне
Ответ:____
Слайд 32В4
В абзаце, начинающимся со слов «Но чаще всего...»,
найдите слова,
которые описывают чувства главного героя к лошадям
Ответ:___
Слайд 33В5
Сравните данный отрывок с отрывком «Были, были такие времена... (до
слов «Все – конь...»).
Какое художественное средство использует автор?
Ответ: __
Слайд 34Домашнее задание:
Почему лошади вызывали у главного героя чувство жалости?
Сочинение-миниатюра